Совершенствование организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг высшей школы
Аннотация
Определены проблемы модернизации сферы образования, проанализированы социально-экономические реалии производства образовательных услуг, дана характеристика образовательного пространства на федеральном и региональном уровне, предложены теоретические основы и дано понятие организационно-экономического подхода к развитию образовательных услуг высшей школы, разработана схема совершенствования организационно-экономического подхода к развитию образовательных услуг в разрезе классификационного аспекта с учётом элементарного ситуационного цикла.
Ключевые слова: проблемы сферы образовательных услуг, понятие организационно-экономического подхода, схема совершенствования организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В настоящее время необходима модернизация организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг в связи с проблемами отраслевых диспропорций, нарушением непрерывности и целостности воспроизводства элементов образовательной инфраструктуры, слабой мотивацией инвесторов, дисбалансом структуры спроса и предложения на рынке образовательных услуг, низкой ресурсной составляющей и другие. Эти основные проблемы снижают возможности и усилия по развитию организационно-экономических подходов в высшей школе, что деструктивно воздействует на развитие услуг в сфере образовательного пространства и совершенствование организационно-экономических отношений.
Для решения существующих проблем развития сферы образовательных услуг проводится регулирование высшего профессионального образования со стороны федеральных органов управления, которые разрабатывают направления, структуру и объёмы подготовки специалистов различных профилей, что приводит к диффузии и диверсификации в сфере образования.
Однако в настоящее время не до конца сложилось целостное концептуальное представление о формировании комплементарных элементов инфраструктуры и развитии организационно-экономического подхода к образовательным услугам.
Социально-экономические реалии требуют от высшей школы производства образовательных услуг в неразрывной связи с потребностями рынка. Данная ситуация должна не только учитывать элементы образовательной деятельности, имеющей особые цели и субъективный состав, но и развивать внутренний и внешние организационно-экономические отношения. Отношения высшей школы с внешней средой характеризуются усугубляющейся асимметрией между запросами потребителей образовательных услуг и её способностью удовлетворять их, то есть по мере реализации направлений модернизации экономики страны требования, предъявляемые к этим услугам, не могут учитываться традиционными путями. В связи с этим сегодня идёт становление новых подходов к повышению качества и эффективности образовательных услуг и сохранению ими статуса компетентного социального хозяйствующего субъекта. Это требует гибкой, активной образовательной политики, сориентированной на упреждающие действия на рынке и на преобразования организационно-экономических отношений. Развитие этих отношений осуществляется посредством совершенствования организационно-экономических подходов, включающих комплекс основных исходных установок, учитывающих как сложившиеся характеристики образовательных услуг, так и обуславливающие развитие их компонентов и аспектов в пределах образовательного пространства.
На начало 2009 г. в России образовательное пространство характеризуется наличием 1134 вузов, из них 660 государственных (58,2%), 474 (41,8%) –негосударственных. В то же время региональное образовательное пространство в Ростовской области характеризуется следующими данными. Сегодня в структуре высшего профессионального образования Ростовской области действует восемнадцать государственных вузов, в том числе один федеральный университет, восемь университетов, пять академий, один институт и три военных вуза и двенадцать негосударственных вузов. Государственные и негосударственные вузы сформировали широкую сеть филиалов как на территории области, так и за её пределами. На базе восемнадцати государственных вузов созданы комплексы с многоуровневой системой образования (лицей-профлицей-колледж-вуз-центр; дополнительное образование). Кроме того, в области ведут образовательную деятельность филиалы государственных и негосударственных вузов из других субъектов России. Общее количество филиалов вузов – шестьдесят пять, из них сорок семь филиалов государственных и восемнадцать филиалов негосударственных вузов. Общая численность студентов обучающихся в государственных вузах, расположенных на территории Ростовской области по всем формам обучения составляет 199,5 тыс.чел., из них по очной форме обучения свыше 97 тыс. чел. Для совершенствования и развития высшей школы в образовательном пространстве целесообразно преобразование изменяющейся системы организационно-экономических отношений, чтобы обеспечить гибкость их хозяйствования, используя как организационные, так и экономические подходы.
Организационный подход как комплекс отношений между различными организационными структурами внешней и внутренней среды учитывают усложняющиеся коммуникации между ними, а экономический подход заключается в умелом сочетании двух основных факторов: оптимизации издержек и повышение качества образования и образовательных услуг. Эти подходы базируются на идее системности, предполагающей взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон и аспектов изучаемых образовательных услуг.
Высшей школе есть производственные мощности – аудитории, лаборатории, библиотеки, компьютеры, им приходиться конкурировать на потребительском рынке за студентов, а на рынке труда – за квалифицированных преподавателей. В большинстве случаев отношения с потребителями и производителями достаточно прозрачны и зачастую законтрактованы. Высшая школа при производстве образовательных услуг действует в несколько иной ситуации в связи с тем, что права собственности полностью им не переданы и неоднородны, они находятся в оперативном управлении, кроме того, существует несколько теоретических подходов к анализу целей вузов: во–первых, вузы не всегда способны к созданию и сохранению целей; во–вторых, даже если есть заявленные цели, то они редко соотносятся с конкретными результатами хозяйствования; в–третьих, зачастую у вуза настолько много целей, что установление согласования отдельных целей невозможно или очень сложно; в–четвёртых, наиболее часто моделируется цель максимизации престижа и числа студентов; в-пятых, выявление целей и степени их конфликтности, то есть анализ конфликтности и построение стратегии. Поэтому, можно предположить, что все данные подходы и их сочетания и взаимосвязи в принципе могут быть применены для вузов при использовании организационно-экономических подходов к развитию сферы образовательных услуг.
Применение теоретических основ организационно-экономического подхода не всегда удаётся реализовать на практике. Основная проблема заключается в том, что цели и горизонты развития образовательных услуг не одинаковы, особенно с введением нового положения об оплате с учётом компенсирующих и стимулирующих выплат. Ограниченность ресурсов, несомненно, является одним из важнейших понятий в сфере образовательных услуг и её необходимо учитывать в высшей школе, столкнувшись с существенным сокращением как бюджетных, так и внебюджетных средств, что требует адаптации к новой рыночной ситуации. Действующий механизм установления цены на образовательные услуги характеризует поведение вузов и их соответствие поведению при максимизации дохода. При формировании цены образовательных услуг стали учитывать цены конкурентов, платежеспособность студентов, собственную престижность, хотя в большинстве случаев используют и метод покрытия издержек, то есть наиболее важное значения имеют различные факторы производства образовательных услуг. Важным организационно-экономическим подходом является развитие материального и нематериального стимулирования, но, к сожалению, реальная возможность использования и его действенность не всегда обоснованы.
Далее, в высшей школе используются различные экономические концепты, при которых они декларируют себя субъектами рынка образовательных услуг и рынка труда, сталкиваясь с конкуренцией со стороны других производителей услуг и меняя свою идентичность: от монополий, финансируемых государством к самофинансируемым участникам рынка по производству образовательных услуг. Наравне с требованиями специфичности и специализации проявляется потребность в сравнимости и сходстве: для того чтобы конкурировать на равных с другими поставщиками образовательных услуг, высшей школе необходимо добиться сопоставимости с ними. Вузы – это субъекты, производящие в основном образовательные услуги и сопутствующие, сопровождающие их услуг (информационные, консалтинговые, научные, исследовательские и др.), то есть их продуктами являются результаты научных и других исследований и образовательных услуг.
Организационно-экономический подход к сфере образовательных услуг на всех уровнях организационной структуры высшей школы – это использование правил и приемов выбора целей и средств их достижения на основе эффективного использования научно-образовательного потенциала, которые обеспечивают удовлетворение потребностей человека и общества.
К основным принципам организационно-экономического подхода, как показывают теория и практика [1,4], можно отнести: право принимать решения о выделении ресурсов каждому уровню управления; разделение прав управления по уровням с запретом на вмешательство в функции нижестоящего уровня; ответственность и гласность результатов деятельности; личную ответственность руководителей за сферу своей деятельности. Для реализации экономического подхода в практической деятельности следует использовать базовый набор специфических элементов: должностное распределение прав и ответственности по уровням управленческой структуры; наличие известных всем политики, целей и стратегии развития вуза; планирование и контроль финансовых потоков через систему взаимосвязанных бюджетов подразделений и вуза в целом; наличие развитой и общедоступной системы информирования о состоянии деятельности; наличие системы материального и морального поощрения за итоги деятельности работающих; экономическая оценка всех значимых решений. Деятельность высшей школы как любой сложной организации затрагивает интересы нескольких групп людей, что должно проявляться в согласованности и комплексности отдельных решений и действий отдельных подразделений. Такими группами являются: студенты, преподаватели, научные сотрудники, учебно-воспитательный персонал, руководители, представители государственных органов управления, коллективы предприятий, потребители результатов деятельности вуза, население в лице потенциальных учащихся и жителей прилегающих районов. Сбалансированное соблюдение интересов перечисленных групп и будет политикой и целями деятельности конкретного вуза.
Образовательный процесс – это сложный социотехнический объект, состоящий из большого числа разрозненных подсистем и в общем случае не имеющий адекватного формального описания. Организационно-экономический подход позволяет проанализировать развитие и функционирование образовательной сферы с учетом требований государства, общества и граждан, как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. При этом особенно важно прогнозирование, идентифицируемое на основе организационно-экономических исследований.
Образовательная сфера является составной частью сферы услуг и одним из наиболее быстро растущих направлений, формирующих инвестиционно -привлекательный рынок образовательных услуг. Вместе с тем, самым общим компонентом процессов, происходящих в высшей школе, являются: Т – живой труд; 0 – орудия труда; П – предметы труда; У – условия труда. Любые воздействия на них приводят к каким–либо изменениям трудовых и материальных ресурсов, изменениям условий, в том числе, стимулирования всех видов деятельности, то есть, указанные четыре компонента (Т, О, П, У) являются непосредственными субъектами воздействия и параметрами их взаимодействия.
Проблемные ситуации возникают из–за несоответствия качественных и количественных компонентов в образовательной сфере. Например, ситуация типа П (предмет труда) может быть связана с недостатком абитуриентов, несоответствием их базовых знаний установленным требованиям. К проблемным ситуациям приводят нарушения соответствия характеристик или сочетания компонентов. Так, ситуация типа Т–0 означает, что характеристики персонала не соответствуют характеристикам используемого оборудования (недостаток или избыток квалифицированного персонала, расстановка его на рабочих местах и так далее). Сочетание Т–О–П–У характеризует полную цель организационно–экономических, организационно–технических и других отношений в процессе получения конечного результата, то есть образовательных услуг.
На основании авторских исследований разработана схема совершенствования организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг (классификационный аспект) (см.табл.). При этом выбранная размерность (15*31=465), является, по нашему мнению, достаточно простой, с другой стороны–достаточно ёмкой для практической деятельности высшей школы. Это позволяет точно отображать и прогнозировать развитие ситуаций, что имеет важное значение для оценки первостепенности решения проблем производства образовательных услуг: чем сложнее прогнозируемая ситуация, тем более срочным должно быть решение. Разработанная схема является одним из инструментов, позволяющим вполне определенно анализировать размерность развивающейся ситуации, число тех связей, которые придется реализовывать для ее решения и позволяет описать как формальные, так и содержательные характеристики развития ситуаций в высшей школе.
Схема (см.табл.) позволяет идентифицировать классы ситуаций, служит для анализов процессов их возникновения и развития, а так же совершенствование производства образовательных услуг с учётом возникающих ситуаций, то есть в итоге показывает, на какую из подсистем должно быть оказано воздействие с целью ликвидации проблемы. В процессе решения ситуаций, то есть при реализации воздействия с целью перевода системы производства образовательных услуг в желаемое состояние, выбирают способ целесообразной деятельности. Поступающая в систему информация о ситуациях во внутренней и внешней средах перерабатывается в решения, которые реализуются путем воздействий, направленных на одну или несколько подсистем в высшей школе.
Наименование |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т - живой труд |
Основные характеристики ситуаций и их взаимо-действия при производстве образовательных услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Стадии функционирования образовательных услуг высшей школы | |||||||||
О - орудия труда |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
П - предметы труда |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
У - условия труда |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Т–О |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствование организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг высшей школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Т–П |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Т–У |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
О–П |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
О–У |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
П–У |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Т–О–П |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Т–О–У |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Т–П–У |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
О–У–П |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Т–О–П–У |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Внутр. среда |
Внешн. среда |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система вуза (ВС) |
Сист.интел.обеспеч. (СИО) |
Система упр. (УС) |
Директивная среда (ДС) |
Равноправная среда (РС) |
ВС–УС |
ВС–СИО |
ВС–ДС |
ВС–РС |
УС–СИО |
УС–РС |
УС–ДС |
СИО–РС |
ЦИО–ДС |
РС–ДС |
ВС–УС–СИО |
ВС–УС–РС |
ВС–УС–ДС |
ВС–СИО–РС |
ВС–СИО–ДС |
ВС–РС–ДС |
УС–СИО–РС |
УС–СИО–ДС |
УС–РС–ДС |
СИО–РС–ДС |
ВС–УС–СИО–РС |
ВС–УС–СИО–ДС |
ВС–СИО–РС–ДС |
УС–СИО–РС–ДС |
УС–ВС–РС–ДС |
ДС–РС–УС–ВС–СИО |
Варианты процедур, связывающих ситуацию и осуществляемые по ней решения, могут быть простыми и сложными. Определение сложности относится не к содержанию деятельности высшей школы, а к организационной форме траекторий, связывающих подсистемы вуза и внешней среды в процессе разрешения ситуаций. Каждой форме траектории соответствуют свои информационные процессы и решения в виде организационно–распорядительной документации, методов их осуществления и так далее.
Разнообразие реализуемых процедур может быть упорядочено путем введения понятия элементарного ситуационного цикла, то есть цикла разрешения хозяйственной ситуации. Под элементарным циклом будем понимать операционную цепь, которая связывает источник ситуации во внутренней или внешней среде вуза с одним из выбираемых субъектов воздействия на образовательные услуги. Цикл считается элементарным в том смысле, что всякая процедура деятельности ограничивается однонаправленными преобразованиями в системе – будь–то непосредственное воздействие на субъект или воздействие на систему информационного обеспечения с целью получения образовательных услуг.
Элементарные циклы в высшей школе можно объединить по видам (регулирования, адаптации и средообразования). Для того чтобы связать элементарные циклы в процедуру, необходимо учесть не только ряд содержательных характеристик ситуаций, но и условия выбора: имеющиеся ресурсы, время, уровень знаний, необходимую степень точности решения и так далее. Системы хозяйствования вуза на различных уровнях могут по-разному реагировать на появление новых ситуаций. В этом случае динамичность и разнообразие систем хозяйствования должны превышать динамичность и разнообразие воздействий рыночных факторов на образовательные услуги.
Таким образом, совершенствование организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг способствует расширению образовательного пространства в рыночных условиях.
Литература
- 1.Клусова Е.А. Особенности продвижения образовательных услуг// Надежды: Сборник научных статей/ науч. ред. З.Х. Саралиева.- Вып.3 –Н. Новгород: НИСОЦ, 2005. с.47-50
2.Антропов В.А., Ревина Е.В. Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы / В.А. Антропов, Е.В. Ревина // Университетское управление: практика и анализ.- 2003.- № 2(25) с.41-48
3.Ланкастер П. Теория матриц.- М.: Наука, 1973.
4.Дж. Голуб, Ч. Ван Поун Матричные вычисления.- М: Мир, 1999.