Основные формы деловых услуг
Аннотация
В данной статье исследуется одна из главных форм деловых услуг - это аутсорсинговые услуги. Автор предлагает все аутсорсинговые услуги условно разделить на шесть видов, а именно: аутсорсинг сферы управления организаций, аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг финансовых и банковских операций, аутсорсинг человеческих ресурсов, аутсорсинг логистических функций и прочие виды аутсорсинговых услуг. Автором также предлагается авторскую трактовку понятий аутсорсинга, аутстаффинг, инсорсинг, аутплейсмент, субконтрактинг и краутсорсинга.
Ключевые слова: деловые услуги, аутсорсинг, аутстаффинг, инсорсинг, аутплейсмент,субконтрактинг и краутсорсинга,аутсорсинговые услуги,информационных технологий,финансовые операции.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Аутсорсинг является основной и особой формой деловых услуг. Возникновения, развития и изучения разновидности аутсорсинга посвящены работы Аникина Б.А., Рудая И.Л., Колобкова А.А., Орлова А.И., Календжян С.О., Друкер П.Ф. и т.д.
В настоящее время на рынке идет жесткая конкуренция между организациями. Побеждают существовать и продолжать эффективно развиваться только те компании, которые относиться к своему бизнесу с профессиональной компетенции. И в этом им помогает аутсорсинговые компании.
По мнению Аникина Б.А., для того чтобы России выйти на передовые позиции в сфере деловых услуг, производителями бизнес – услуг следует использовать современную методологию создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций консалтинга и аутсорсинга, в основе которого лежит ряд факторов[2]:
- Специализированные подрядные фирмы сосредоточивают свое внимания на предприятия - заказчике, концентрируя деловую активность на его обслуживании. Именно это является ядром их бизнеса, в то время как для промышленного предприятия выполнение вспомогательных функций, как правило, остается второстепенным делом
- Специализированная сервисная организация имеет неоспоримые преимущества перед внутрифирменными образованиями в части приобретения навыков и опыта в сфере своей деятельности, поскольку работает с широким кругом клиентов, испытывающих зачастую схожие проблемы. Кроме того она несет прямую финансовую ответственность за качество выполняемых работ, подтверждая эти обязательства соответствующими юридическими гарантиями и т.д.
Количество аутсорсинговых компании с каждым днем постоянно растет и даже недавний кризис не повлияло на это, а только, и даже в какой- то мере помогло развитию и распространении аутсорсинговых услуг. Это очевидно, так как во время кризиса во многих организациях и предприятиях началось массовое увольнение кадров, возникло необходимость сокращение расходов и т.д.
Исследования аутсорсинга как динамично развивающиеся форма деловых услуг следует начат с конкретизации авторских определения, таких терминов как:
- Аутсорсинг - это особый и активно развивающиеся форма деловых услуг, суть которого является переложение выполнения некоторых работ компании (заказчика) на другую организацию (исполнителю) на основе контракта или договора.(Авторская трактовка)
- Аутстаффинг – разновидность аутсорсинга, суть которого является передача сотрудников (работников) компании (заказчик) в другую организацию (исполнитель) с целью сокращение расходов, освобождения от ответственности и т. д.(Авторская трактовка)
- Инсорсинг - противоположность процессу аутсорсинга, т.е. выполнения работ работником компании, вместо передачи этих функции сторонним организациям для их выполнения.(Авторская трактовка)
- Аутплейсмент - форма увольнения сотрудника компании, с дальнейшим содействием его трудоустройство за счет бывшего работодателя.(Авторская трактовка)
- Субконтрактинг - услуга при котором организация (исполнитель) предоставляет товар, или разрабатывает продукцию для компании (заказчика).(Авторская трактовка)
- Краутсорсинг - способ взаимодействия с групп людей, с целью получения советов, новых идей, которые не сопровождается никакими договорами или контрактами (например: коммуникация через интернет).(Авторская трактовка)
Данные авторские определения могли бы быть рекомендованы для размещения в современных экономических словарях.
Роберт Монзки [1, 3] выявил семь перспективных тенденций, влияющих на стратегии введения аутсорсинга. Это:
- 1.Глобализация
- Совместное с ключевыми поставщиками поддержание конкурентоспособности в вопросах качества, стоимости, доставки, времени и т.д.
- Интеграция стратегии обеспечения
- Модификация структуры/каналов снабженческой базы
- 2.Информационные технологии
- Глобальная стратегическая цепь
- Связь с важными поставщиками с помощью электронных средств связи>
- 3.Учет требований внешнего клиента
- Интеграция базы снабжения внешнего клиента
- 4.Технология процесса/производства
- Союзы стратегических поставщиков с ведущими в отрасли поставщиками технологии
- 5.Возрастание сложности работы:
- Необходимость создания обширной базы обеспечения/стратегий поиска источника и точных критериев оценки эффективности относительно стратегических целей
- 6.Юридические вопросы / защита окружающей среды
- Решение вопросов защита окружающей среды наряду с вопросами снабжения
- 7.Просмотр / модификация
- Пересмотр внешних процессов
- Модификация устаревших моделей использования внешних источников снабжения.
Автор данной статьи все виды аутсорсинговых услуг условно разделяет на следуюшие виды:
1.Аутсорсинг сферы управления организаций
2. Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), которые разделяются на некоторые разновидности
2.1. Оффшорный аутсорсинг услуг
2.1.1. Разработка программного обеспечения на заказ (Software R&D, ApplicationDevelopment)
2.1.2. Вынос второстепенных служб поддержки инфраструктуры (ITO — infrastructuretechnologyoutsourcing)
2.1.3.Вынос некритичных для бизнеса процессов, требующих большого объема относительно неквалифицированного труда (BPO— businessprocessoutsourcing
2.2.аутсорсинг корпоративных информационных систем
2.2.1.Системы управлениями ресурсами предприятия
2.2.2.Системы управления отношения с заказчиками
2.2.3 Системы управления цепями поставок
2.2.4. Системы управления закупками
2.2.5.системы электронной коммерции
2.3. аутсорсинг ЦОД (центр обработки данных)
2.4.Внешнее размещение информационных систем(SaaS)
2.5.аутсорсинг операторских услуг
2.6.Аутсорсинг услуг доступа к приложениям
2.7.разработка программного обеспечения
3. Аутсорсинг финансовых и банковских операций
3.1. Бухгалтерское обеспечение,
3.2.инвентаризационный аудит и т.д.
4.Аутсорсинг человеческих ресурсов: Аутстаффинг (лизинг персонала, подбор временного персонала, выведение за штат)
5. Аутсорсинг логистических функций
6.Прочие виды аутсорсинговых услуг
6.1.Аутсорсинг научно-производственной деятельности
6.2.аутсорсинг корпоративного обучения
6.3.аутсорсинг маркетинговых коммуникаций
6.4.Аутсорсинг офисной печати
6.5.Аутсорсинг издательской деятельности
6.6.Аутсорсинг правого деятельности
Также автор выделяет следующие преимущество и недостатки аутсорсинговых услуг:
Преимущества:
- Минимизация издержек
- Освобождения компании от значительной части нагрузки
- Надежность выполнения переданных функций (задач)
- Контроль над расходами
- Экономия времени
- Ответственность аутсорсера за деятельность компании (заказчика)
- Удобство
- Использование дешевой рабочей силы
- Практичность
Недостатки:
- Утечка информации
- Снижается мотивация своих работников
- Возможно недостаточная квалификация аутсорсеров
- Неудачный выбор аутсорсинговой компании
- Возможные ошибки при ведения налоговых отчетов, финансовых документов.
Список литературы:
1.Аникина Б.А.и Рудая И.Л.Аутсорсинг и аутстаффинг:высокие технологии менеджмента:Учеб.пособие.2.-е изд.,перераб.доп.-М.: ИНФРА-М,2009г.С.-17
2.Поляков В.Г. Бизнес-консалтинг как инструмент преобразований//ЭКО.1995.№3
3. Monczka R.M. Purchasing 2000:Building the infrastructure. NAPM Annual Infrastructure Purchasing and Materials Managements Conference Proceedings .1994. P.-240