Условия структурно-функциональной устойчивости транспортно-логистического кластера
Аннотация
Дата поступления статьи: 24.12.2013Авторами реализован методологический аппарат гомеостатики, используемый для определения влияния внутренних противоречий на процессы функционирования и развития социально-экономических систем и управления с целью выживания системы и перехода ее в новое устойчивое состояние.
Ключевые слова: структурно-функциональная устойчивость транспортно-логистического кластера, кибернетический подход, гомеостатика
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Впервые термин «кластер» был введен М. Портером и означалсконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [1,2].
Разные аспекты проблемы транспортно-логистических кластеров (ТЛК), как открытых социально-экономических систем, функционирующих в условиях внешних и внутренних воздействийрассматривали многие ученые в числе которых Воронин А.В., Джавадова Ю.В., Евтодиева Т.Е., Макаров Е.И. и др. [3,4,5,6]. Для сохранения целостности транспортно-логистического кластера в условиях возмущающих внешних воздействий и внутренних трансформаций, необходима такая организация внутренних связей, которая обеспечивала бы его устойчивость. Удержание устойчивого функционирования такойсистемы сводится к достижению гомеостаза, обеспечивающего соблюдение значений параметровв диапазоне, определяющем устойчивое функционирование кластера.
Проведенный на основе исследований Александровой Г.Н.[7]анализ понятий структуры и функции позволяет сделать вывод о том, что структура должна обеспечивать выполнение всех функций системы, которые в свою очередь являются внешним проявлением свойств структуры и указывают на необходимость определения характера отношения и связи между этими понятиями. Анализ взаимосвязи структуры и функции приводит к необходимости исследования статической устойчивости региональноготранспортно-логистического кластера как системы.
Исследование структурно-функциональных конструкций, а также структурно-функциональный анализ показали, что устойчивость ТЛК, определяется не только равенством структурных и функциональных элементов, что предопределяет необходимость обращения к кибернетической трактовке устойчивости системы.
В соответствии с таким подходом, устойчивостьТЛК определяется как некоторое постоянство системы (статическая устойчивость), или контролируемого перехода системы из одного состояния в другое (динамическая устойчивость).
Для достижения устойчивости в условиях неопределенности внешней среды ученый Thompson J. D. [8] предложил использовать «смягчающие буферы», уменьшающие воздействие изменений внешней среды на основные функции. В результате появляется возможность реализовывать такие функции с достаточно высокой степенью эффективности. Процесс буферизациив кластере может принимать различные формы.
- Поглощение изменений. Для сглаживания входных и выходных колебаний создаютсядополнительные запасы.
- Сглаживание колебаний достигается за счет снижения цен и тарифов внутри кластерав период сезонного падения спроса.
- Планируемая адаптация. Изменения прогнозируются, и по мере осуществления прогнозов элементы кластера осуществляют выполнение заранее составленных планов адаптации к изменениям.
- Нормирование. Если неустойчивость кластера вызвана нехваткой ресурсов, может вводиться система ограничения (например, регулирование количества автомобилей обслуживаемых одновременно).
Анализ понятий и определений структуры и функции и их отношений в ТЛК указывает на их диалектическую взаимосвязь и взаимодействие, в представлении действия на них закона единства и взаимопроникновения противоположностей.
Значимую роль в реализации закона единства и борьбы противоположностей в управлении сложными системами играетгомеостатика, изучаемая многими исследователями, втом числе Ю.М. Горским [9,10].В становлении и дальнейшем развитии гомеостатики, являющейся новой ветвью кибернетики, результативной оказалось направление философского переосмыслениякатегории противоречия, которое в гомеостатических системах рассматривается как фактор, вызывающий конкурентную борьбу между элементами системы и вызывающий положительный эффект в виде повышения устойчивости рассматриваемой системы.
Гомеостатикачасто используется в определении влияния внутренних противоречий на процессы функционирования и развития социально-экономических систем,исследует механизмы и функции управления с целью выживания системы и перехода ее в новое устойчивое состояние[10].
В транспортно-логистическом кластере структурообразующими элементами, наряду с информационно-аналитическим центром, являются склады (логистические центры), транспортные организации, терминалы. Поэтому устойчивость ТЛК будет во многом определяться характером связи между именно этими элементами. На примере взаимодействия транспорта и склада мы можем убедиться в том, что функция одного является входом для структуры другого элемента. Например, для перевозчика, как элемента структуры, функция перевозки заканчивается с подъездом к разгрузочным порталам (пандусам) склада. То есть, с позиции гомеостатики, выход функции перевозки (для перевозчика) является входом для элемента структуры (склада). Аналогичные рассуждения имеют место и в той ситуации, когда со склада (элемент структуры) загружается например, автотранспорт и начинается функция перевозки, т.е, выход структуры является входом функции. И если, например, прибывшая на склад для разгрузки еврофура стоит несколько часов в очереди на разгрузку, то связь «структура-функция» нарушается. И если такая ситуация повторяется достаточно часто, то система в целом становится неустойчивой.
Таким образом, представляется возможным и целесообразным применение методологического аппарата гомеостатики для исследования устойчивоститранспортно-логистического кластера.
На основе предыдущих наших рассуждений о взаимосвязи структуры и функции внутри системы, а также используя выводы Пасторова В.В. [11] нами предложена модель взаимодействия (рисунок 1.) между структурами (WS) и функциями (Wf) элементов,образующих структуру ТЛК.
Рис 1 - Взаимодействие структур и функцийэлементов транспортно-логистического кластера
На рисунке 1 приняты следующие обозначения: Xs,Xf - входы для структуры и функции (параметры с заданными характеристиками); Ws,Wf -действующие механизмы структуры и функции; Ds,Df-сигналы обратной связи;ξ- проникающие помехи на входы структуры и функции; Ys,Yf - выходы для структуры и функции.
Исследуя возможные комбинациисочетания структуры и функции, мы установили, что для обеспечения устойчивости ТЛК необходимо как минимум два условия:
- выход функции одного элемента должен быть входом для структуры другого элемента и наоборот - выход структуры одного элемента должен быть входом для функции другого элемента;
- образование двойной обратной связи по функции и структуре за счет симметричной противоположности структуры и функции.
Например, требуемые функциональные параметры автотранспорта («еврофуры»), определяют требования по соответствующим параметрам складов (площади -для обеспечения достаточной маневренности автотранспорта и пандусов – для выравнивания уровня разгрузки с полом склада). Наличие на складах функций по фасовке и комплектации заказов предопределяют необходимость в соответствующих специфичных транспортных единицах.
Эти условия устойчивости являются необходимыми, а достаточные условия будут определяться степенью несимметричности потенциальных противоположностей по параметрам.
Несимметрию по параметрам предлагается оценивать через степень различия между параметрами принятыми для условий кластера и параметров, принятых для условий работы вне кластера.
Анализ показал, что для логистических центров (или складов) входящих в структуру кластера, положение с заказами на выполнение каких-либо складских функций может быть гораздо лучшее и стабильнее вследствие многих факторов. Например, привлечения их в Федеральные и региональные программы. Региональные власти, скорее всего, отдадут предпочтение при распределении заказов именно этим складам, так как выполнение заказов будет гарантировано за счет привлечения и использования имеющихся складских мощностей всех участников кластера. Например, В Воронежской области реализуется Федеральная Программа «Жилище» с несколькими подпрограммами. Для реализации программ используются не только местные строительные материалы, но и большое количество привозных материалов, с необходимостью доставки и хранения.
Поэтому показатели функционирования одного и того же хозяйствующего субъекта будут разными в зависимости от того, ходит он в состав кластера или нет. Показатели несимметрии по параметрам предлагается оценивать через степень различия между параметрами принятыми для условий кластера и параметров, принятых для условий работы вне кластера.
Достаточное условие будет иметь вид:
, (1)
где: - значение i – го параметра оценки работы хозяйствующего субъекта вне кластера; - значение i – го параметра оценки работы хозяйствующего субъекта в рамках кластера;- вероятность достижения планируемого показателя, - допустимый показатель отклонения параметра.
Однако, есть факторы, количественную оценку которых,можно представить только опосредованно через призму других категорий и явлений. Например, такие показатели, каксоблюдение требований по наличию систем риск-менеджмента, систем качества и некоторые другие не имеют прямого воздействия на оценочные показатели хозяйствующего субъекта и кластерного образования в целом. Но, несомненно, влияют на формирование конечных результатов их деятельности, а также на имидж, деловую репутацию, и в конечном итоге - на конкретные оценочные показатели.
Поэтому в таблице 1 приведены параметры факторов, имеющих количественную оценку.
Для оценки работы складов выделяют четыре группы показателей:
-характеризующие интенсивность работы склада (грузооборот склада, удельный грузооборот склада, коэффициент неравномерности загрузки склада, усредненное наличие на складе, продолжительность оборота склада или срок хранения, оборачиваемость склада, готовность к поставке, ошибки в поставках);
- характеризующие эффективность использования площадей (вместимость склада, полезная площадь склада, грузонапряженность склада);
- характеризующие уровень сохранности грузов и финансовые показатели работы (число случаев несохранности грузов, себестоимость хранения грузов, использование подъемно-транспортных средств, потери при хранении);
- характеризующие уровень оптимизации склада (уровень сервиса, уровень оснащенности склада вспомогательными средствами, отношение объема перевозок с помощью вспомогательных средств к общему объему грузооборота).
Для оценки и планирования работы единой транспортной системыорганами государственной статистики используются показатели перевозочной работы.Различают показатели количественные (объемные) и качественные.
К категории количественных показателей относятся:
- перевозка грузов в тоннах (т);
- грузооборот в тонно-километрах (ткм);
К категории качественных показателей относятся:
- показатели, характеризующие экономическую эффективность работы (себестоимость перевозок и производительность труда персонала);
-показатели, характеризующие надежность перевозчика (сроки перевозки, соблюдение сроков перевозки и др.);
-показатели, характеризующие качество перевозки грузов (сохранность грузов, потери качества и объемов при перевозках и др.).
В транспортных организациях для планирования и оценки деятельности применяют следующие показатели:
-коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в тоннах; выполненная работа в тонно-километрах.
В таблице 1 приведены основные показатели и параметры условий структурно-функциональной устойчивости транспортно-логистического кластерана примере показателей складов и транспортных организаций, как структурообразующих элементов кластера.
Таблица 1
Достаточные условия структурно-функциональнойустойчивости транспортно-логистического кластера (фрагмент).
Параметры |
Условия |
Комментарии |
||
Условия дляскладов |
||||
Грузооборот склада |
- величина грузооборота i-го хозяйствующего субъекта вне кластера; - величина его грузооборота в рамках кластера; -вероятность достижения грузооборота внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Себестоимость хранения грузов |
- себестоимость хранения грузов i-го склада вне кластера; - себестоимость хранения грузов в рамках кластера; -вероятность достижения показателя внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Уровень сервиса |
- уровень сервиса i-го склада вне кластера; - уровень сервисав рамках кластера; -вероятность достижения уровня сервиса внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Другие |
………………. |
……………………… |
||
Условия для транспортных организаций |
||||
Себестоимость перевозок |
- себестоимость перевозок i-го хозяйствующего субъекта вне кластера; - Себестоимость перевозок в рамках кластера; -вероятность достижения показателя внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Сроки перевозки |
- сроки перевозкиi-го хозяйствующего субъекта вне кластера; - сроки перевозки в рамках кластера; -вероятность достижения показателя внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Соблюдение сроков перевозки |
- уровень соблюдения сроков перевозкиi-го хозяйствующего субъекта вне кластера; - уровень соблюдения сроков перевозкив рамках кластера; -вероятность достижения показателя внекластера, -допустимый показатель отклонения параметра. |
|||
Другие |
…………… |
……………….. |
Таким образом, в достаточные условия структурно-функциональной устойчивости регионального транспортно-логистического кластера входит требование, чтобы степень не соответствия параметров функционирования хозяйствующих субъектов в рамках кластерного образования и вне кластеране превышала некоторого критического значения .
Литература:
- Porter, Michael E. (2000). Locations, Clusters and Company Strategy. In: Clark, G.L.; Feldman, M.P. und Gertler, M.S. (Hrsg.): The Oxford Handbook of Economic Geography. NewYork, S. 253-274.
- Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др.; под ред. Я. В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К. П. Казаряна и др. - Изд. испр. - М.: ИД «Виль», 2005. - 128 с.
- Воронин А.В.Опыт формирования моделей, методов и алгоритмов комплексного планирования и управления материальными потоками в многоуровневых территориально распределенных транспортно-производственных системах[Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2. – Режим доступа http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n2y2012/page/5/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз.рус.
- Джавадова Ю.В., Гамов А.Н. Экономический и институциональный потенциал регионов - основа эффективного функционирования региональных кластеров (на примере Воронежской области) [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1461 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз.рус.
- Евтодиева Т.Е., Логистические кластеры: сущность и виды. Журнал Экономика и управление, №4 (77), 2011г, С.77
- Макаров Е.И. Прогнозирование устойчивости логистической системы. Логистика. 2005. № 2. С.15.
- Александрова Г.Н. Проблема референциальной соотнесенности внутренней формы и лексико-семантических трансформаций языковой единицы // Вестник Самарского государственного университета. Межвуз. сб. – Серия «Лингводидактика». Вып. 1. – Самара, 2005. – С. 272-278.
- Thompson J. D. (1967) Organizations in Action. New York and London, McGraw-Hill, - S.162.
- Горский Ю.М., Кулиш Н.И. Проект терминологии по гомеостатике // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем (под ред. Горского Ю.М.) Новосибирск, Наука. - 1990.-271 с.
- Горский Ю.М. Основы гомеостатики. Гармония и дисгармония в живых, природных, социальных и искусственных системах. - Иркутск: Изд-во ИГЭА. -1998.- 337с.
- Пасторов В.В. Управление организационно-экономической устойчивостью строительного предприятия. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н по специальности 08.00.05.–Воронеж, 2003- 197с.