×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Организация осуществления налогового аудита.

Аннотация

Н.С.Косова

В статье рассматриваются проблемы налогового аудита с позиции качества функции контроля, ориентированного на снижение рисков. Представлены элементы контроля качества. Сделан вывод о том, что внутрифирменные стандарты обеспечивают методики аудита налогообложения с учетом их постоянного ранжирования.
Ключевые слова: стандартизация, налоговый учет, налоговый аудит, качество контроля, риски, квалификация. № гос. регистрации 0420900096\0010

08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика

Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»

Налоговый аудит выделился в самостоятельное направление аудита с принятием методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам общения с налоговыми органами», которая была одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г.
Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и других услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации.
Выполнение работ может включать несколько этапов:

  • предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • проверка и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения предприятия включает в себя:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения клиента;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей клиента.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налоговых обязательств. Необходимо отметить, что осуществление налогового учета обосновано содержанием 25 главы части второй НК РФ изучение налогового учета следует начинать с определения его сущности. Этот вопрос недостаточно полно исследован в экономической литерату­ре. Авторы словаря-справочника «Налоги» дают следующее определение на­логового учета: «Налоговый учет - система сбора и фиксации хозяйственной и финансовой информации, необходимой для исчисления налоговых обязательств налогоплательщиков». В приведенной дефиниции прежде всего ак­центирована цель налогового учета, обусловленная объективной необходимостью информационного обеспечения процесса расчета величины налого­вого обязательства. Системный характер налогового учета подчеркивается также Брызгалиным А.В., Берником В.Р., Головкиным А.Н., Демешевой Е.В., которые рассматривают налоговый учет как в широком, так и в узком смысле слова. В качестве налогового учета в широком смысле слова можно рассматри­вать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе бухгалтерский учет. Основанием для подобного вывода служит и то, что ст. 54 НК РФ уста­навливает общее правило расчета налоговой базы, которая подлежит определе­нию налогоплательщиком по окончании налогового периода исходя из дан­ных регистров бухгалтерского учета.
Налоговый учет в широком смысле слова - это процесс фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Кроме того, налоговый учет может быть определен и как специализированная система, применяемая исключительно в случае, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, причитающихся взносу в бюджет.
Ст. 313 НК РФ определяет налоговый учет как систему обобщения ин­формации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с поряд­ком, предусмотренным Налоговым кодексом. Определение налогового учета, данное законодателем, на наш взгляд, недостаточно полно, поскольку в нем сужен объект налогового учета. Таким объектом не может быть только нало­говая база по налогу на прибыль. Представляется, что налоговый учет дол­жен отражать производственную и непроизводственную деятельность налогоплательщика, в результате которой возникают обязательства по исчисле­нию и уплате налогов и сборов. Кроме того, определение налогового учета должно отразить факт регламентации процесса анализа информации в целях налогообложения, а также отражения результатов подобного анализа в осо­бых регистрах. Немаловажное значение имеет и понимание того, что система налогового учета регламентирована действующим законодательством. С уче­том изложенных подходов можно сформулировать следующее определение налогового учета: налоговый учет — это регулируемая налоговым законода­тельством и упорядоченная система сбора, обобщения и регистрации ин­формации о деятельности налогоплательщика, обеспечивающая формиро­вание налоговой базы в количественном либо денежном выражении.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком  самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, изложенных в ст.ст 313-333 НК РФ. Введение специализированной учетной системы для целей сбора информации исключительно в фискальных целях требует углубленного исследования экономического содержания, функциональных проявлений и механизма осуществления налогового учета.
При проведении аудиторской проверки налогов и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска, а также повышению качества осуществляемых контрольных функций.
В зарубежной практике существует 9 элементов контроля качества. Приведем только два из них (таблица 1).
Таблица 1
Элементы контроля качества

№ п/п

Элемент

Важнейшие требования

Пример процедуры

1

2

3

4

1

Прием на работу

Весь новый персонал должен быть квалифицирован для комплексного выполнения своей работы

Каждый кандидат должен интервьюироваться и одобряться партнером, ответственным за персонал, компетентным в технической области будущей работы кандидата

2

Контроль

Политику, обеспечивающую гарантии должного контроля работы на всех уровнях следует проводить при каждой проверке

Просмотр и одобрение программ аудита партнером требуется перед тем, как будет иметь место детальная проверка

Статьей 10 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступившем в силу с 01 января 2009 г. Предусмотрено «Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы обязаны установить  соблюдать правила внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов…», а также «…проходит внешний контроль качества работы, в том числе представлять всю необходимую для проверки документацию и информацию…»
Таким образом, внутрифирменные стандарты призваны не только обеспечить единообразие действий аудиторов в определенных ситуациях, но и способствовать выработке приемов и методов, обеспечивающих  качество своей практической деятельности.
По нашему мнению для организации и ведения методической работы в аудиторской фирме целесообразно создать методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Совет должен работать на основе утвержденного руководителем фирмы положения. Нам представляется, что оно может содержать в себе нормативные определения статуса и полномочий методологического совета.
Методологический совет создается как постоянно действующий совещательный орган для решения следующих задач:

  • рассмотрение и изучение спорных вопросов и неурегулированных нормативных вопросов порядка ведения налогового учета, налогообложения, права и др., а также обеспечение единого подхода при решении специалистами фирмы в ходе аудита или налогового консалтинга;
  • разработка методик проведения аудиторских проверок налоговых обязательств клиента;
  • разработка программ и планов проведения аудиторских проверок;
  • разработка единых внутрифирменных требований и подходов к форме информации, предоставляемой клиенту по итогу проделанной работы;
  • разработка типовых форм и объема рабочей документации, составляемой при осуществлении аудита налоговых обязательств клиента и их оформления;
  • разработка планов проведения внутрифирменных семинаров в части изменения налогового законодательства и проведения внутрифирменного тестирования по итогам проведенного семинара;
  • организация информирования специалистов и клиентов фирмы о вновь принятых изменениях налогового законодательства и составления налоговой отчетности.

С целью совершенствования качества аудиторских услуг в сфере налогообложения методологический совет собирается для:

  • обсуждения вопросов налогообложения по которым нет единого мнения, существует разночтение законодательных актов, отсутствует решение арбитражных судов;
  • обсуждение «линии поведения» при решении спорных вопросов налогообложения клиента по итогам налоговых камеральных и выездных  проверок.

В обязанности методологических советов аудиторских фирм также должны войти разработка и утверждение внутрифирменного стандарта «Налоговый аудит и услуги по налоговым вопросам», состоящий из:

  • общих положений;
  • основных понятий и определений;
  • описания этапов осуществления аудита налогообложения клиента;
  • обшей программы осуществление проверки налогообложения клиента;
  • стандартного рабочего документа, обобщающего сведения о клиенте;
  • протокола аудиторских процедур «Проверка по существу», в котором должны отражаться выявленные нарушения со ссылкой на законодательный акт, обосновывающий выводы аудитора;
  • расчеты уровня существенности для целей налогового аудита.

А в части осуществления налогового консалтинга:

  • «Листа учета результатов консультирования»;
  • вопросов оформления и результатов осуществления налогового аудита клиента.

Деятельность аудиторских фирм должна постоянно ориентироваться на качество и высокий профессионализм, что особенно актуально с принятием нового закона «Об аудиторской деятельности».
По нашему мнению, контроль качества может быть обеспечен при выполнении следующих условий внутренней организации работы аудиторской фирмы:

  • наем на работу лиц, соответствующих требованиям профессиональной подготовки и аттестации;
  • осуществление перспективного кадрового планирования;
  • разработка перечня квалификационных требований к персоналу;
  • перечень квалификационных документов при приеме на работу;
  • введение программы ориентации для вновь принятого персонала;
  • разработка системы стимулирования повышения образовательного уровня;
  • обеспечение информационными источниками для осуществления качественного контроля налоговых обязательств клиента.

Контроль содержания методик аудита налогообложения и их постоянное ранжирование, наличие внутрифирменного стандарта «Налоговый аудит и услуги по налоговым вопросам», может обеспечить требования контроля  качества, предусмотренного действующим с 01 января 2009 г. ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».