Организация осуществления налогового аудита.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы налогового аудита с позиции качества функции контроля, ориентированного на снижение рисков. Представлены элементы контроля качества. Сделан вывод о том, что внутрифирменные стандарты обеспечивают методики аудита налогообложения с учетом их постоянного ранжирования.
Ключевые слова: стандартизация, налоговый учет, налоговый аудит, качество контроля, риски, квалификация. № гос. регистрации 0420900096\0010
Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»
Налоговый аудит выделился в самостоятельное направление аудита с принятием методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам общения с налоговыми органами», которая была одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г.
Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором. В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и других услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации.
Выполнение работ может включать несколько этапов:
-
предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
-
проверка и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
Предварительная оценка существующей системы налогообложения предприятия включает в себя:
-
общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения клиента;
-
определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
-
проверку методики исчисления налоговых платежей;
-
правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
-
оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
-
предварительный расчет налоговых показателей клиента.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налоговых обязательств. Необходимо отметить, что осуществление налогового учета обосновано содержанием 25 главы части второй НК РФ изучение налогового учета следует начинать с определения его сущности. Этот вопрос недостаточно полно исследован в экономической литературе. Авторы словаря-справочника «Налоги» дают следующее определение налогового учета: «Налоговый учет - система сбора и фиксации хозяйственной и финансовой информации, необходимой для исчисления налоговых обязательств налогоплательщиков». В приведенной дефиниции прежде всего акцентирована цель налогового учета, обусловленная объективной необходимостью информационного обеспечения процесса расчета величины налогового обязательства. Системный характер налогового учета подчеркивается также Брызгалиным А.В., Берником В.Р., Головкиным А.Н., Демешевой Е.В., которые рассматривают налоговый учет как в широком, так и в узком смысле слова. В качестве налогового учета в широком смысле слова можно рассматривать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе бухгалтерский учет. Основанием для подобного вывода служит и то, что ст. 54 НК РФ устанавливает общее правило расчета налоговой базы, которая подлежит определению налогоплательщиком по окончании налогового периода исходя из данных регистров бухгалтерского учета.
Налоговый учет в широком смысле слова - это процесс фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Кроме того, налоговый учет может быть определен и как специализированная система, применяемая исключительно в случае, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, причитающихся взносу в бюджет.
Ст. 313 НК РФ определяет налоговый учет как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Определение налогового учета, данное законодателем, на наш взгляд, недостаточно полно, поскольку в нем сужен объект налогового учета. Таким объектом не может быть только налоговая база по налогу на прибыль. Представляется, что налоговый учет должен отражать производственную и непроизводственную деятельность налогоплательщика, в результате которой возникают обязательства по исчислению и уплате налогов и сборов. Кроме того, определение налогового учета должно отразить факт регламентации процесса анализа информации в целях налогообложения, а также отражения результатов подобного анализа в особых регистрах. Немаловажное значение имеет и понимание того, что система налогового учета регламентирована действующим законодательством. С учетом изложенных подходов можно сформулировать следующее определение налогового учета: налоговый учет — это регулируемая налоговым законодательством и упорядоченная система сбора, обобщения и регистрации информации о деятельности налогоплательщика, обеспечивающая формирование налоговой базы в количественном либо денежном выражении.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, изложенных в ст.ст 313-333 НК РФ. Введение специализированной учетной системы для целей сбора информации исключительно в фискальных целях требует углубленного исследования экономического содержания, функциональных проявлений и механизма осуществления налогового учета.
При проведении аудиторской проверки налогов и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска, а также повышению качества осуществляемых контрольных функций.
В зарубежной практике существует 9 элементов контроля качества. Приведем только два из них (таблица 1).
Таблица 1
Элементы контроля качества
№ п/п |
Элемент |
Важнейшие требования |
Пример процедуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Прием на работу |
Весь новый персонал должен быть квалифицирован для комплексного выполнения своей работы |
Каждый кандидат должен интервьюироваться и одобряться партнером, ответственным за персонал, компетентным в технической области будущей работы кандидата |
2 |
Контроль |
Политику, обеспечивающую гарантии должного контроля работы на всех уровнях следует проводить при каждой проверке |
Просмотр и одобрение программ аудита партнером требуется перед тем, как будет иметь место детальная проверка |
Статьей 10 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступившем в силу с 01 января 2009 г. Предусмотрено «Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы обязаны установить соблюдать правила внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов…», а также «…проходит внешний контроль качества работы, в том числе представлять всю необходимую для проверки документацию и информацию…»
Таким образом, внутрифирменные стандарты призваны не только обеспечить единообразие действий аудиторов в определенных ситуациях, но и способствовать выработке приемов и методов, обеспечивающих качество своей практической деятельности.
По нашему мнению для организации и ведения методической работы в аудиторской фирме целесообразно создать методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Совет должен работать на основе утвержденного руководителем фирмы положения. Нам представляется, что оно может содержать в себе нормативные определения статуса и полномочий методологического совета.
Методологический совет создается как постоянно действующий совещательный орган для решения следующих задач:
-
рассмотрение и изучение спорных вопросов и неурегулированных нормативных вопросов порядка ведения налогового учета, налогообложения, права и др., а также обеспечение единого подхода при решении специалистами фирмы в ходе аудита или налогового консалтинга;
-
разработка методик проведения аудиторских проверок налоговых обязательств клиента;
-
разработка программ и планов проведения аудиторских проверок;
-
разработка единых внутрифирменных требований и подходов к форме информации, предоставляемой клиенту по итогу проделанной работы;
-
разработка типовых форм и объема рабочей документации, составляемой при осуществлении аудита налоговых обязательств клиента и их оформления;
-
разработка планов проведения внутрифирменных семинаров в части изменения налогового законодательства и проведения внутрифирменного тестирования по итогам проведенного семинара;
-
организация информирования специалистов и клиентов фирмы о вновь принятых изменениях налогового законодательства и составления налоговой отчетности.
С целью совершенствования качества аудиторских услуг в сфере налогообложения методологический совет собирается для:
-
обсуждения вопросов налогообложения по которым нет единого мнения, существует разночтение законодательных актов, отсутствует решение арбитражных судов;
-
обсуждение «линии поведения» при решении спорных вопросов налогообложения клиента по итогам налоговых камеральных и выездных проверок.
В обязанности методологических советов аудиторских фирм также должны войти разработка и утверждение внутрифирменного стандарта «Налоговый аудит и услуги по налоговым вопросам», состоящий из:
-
общих положений;
-
основных понятий и определений;
-
описания этапов осуществления аудита налогообложения клиента;
-
обшей программы осуществление проверки налогообложения клиента;
-
стандартного рабочего документа, обобщающего сведения о клиенте;
-
протокола аудиторских процедур «Проверка по существу», в котором должны отражаться выявленные нарушения со ссылкой на законодательный акт, обосновывающий выводы аудитора;
-
расчеты уровня существенности для целей налогового аудита.
А в части осуществления налогового консалтинга:
-
«Листа учета результатов консультирования»;
-
вопросов оформления и результатов осуществления налогового аудита клиента.
Деятельность аудиторских фирм должна постоянно ориентироваться на качество и высокий профессионализм, что особенно актуально с принятием нового закона «Об аудиторской деятельности».
По нашему мнению, контроль качества может быть обеспечен при выполнении следующих условий внутренней организации работы аудиторской фирмы:
-
наем на работу лиц, соответствующих требованиям профессиональной подготовки и аттестации;
-
осуществление перспективного кадрового планирования;
-
разработка перечня квалификационных требований к персоналу;
-
перечень квалификационных документов при приеме на работу;
-
введение программы ориентации для вновь принятого персонала;
-
разработка системы стимулирования повышения образовательного уровня;
-
обеспечение информационными источниками для осуществления качественного контроля налоговых обязательств клиента.
Контроль содержания методик аудита налогообложения и их постоянное ранжирование, наличие внутрифирменного стандарта «Налоговый аудит и услуги по налоговым вопросам», может обеспечить требования контроля качества, предусмотренного действующим с 01 января 2009 г. ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».