Зарубежный опыт интеграции университетов
Аннотация
Дата поступления статьи: 23.05.2013Проанализирован опыт интеграции университетов в Финляндии, Германии, Китае и др. странах. Показано, что интеграция университетов в своем большинстве являются результатом целенаправленной политики повышения конкурентоспособности высшего образования и государств, использующих потенциал интеграции университетов для получения конкурентных преимуществ, развития своей экономики и социальной сферы.
Ключевые слова: государственная политика, интеграция, зарубежный опыт, университет.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
В настоящее время, когда Россия и ее регионы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, насущной стала необходимость структурной перестройки экономики страны, перехода от сырьевой экономики к инновационной. В этих условиях для более динамичного трансферта знаний и технологий необходимо поэтапное ускоренное формирование инновационной инфраструктуры во всех областях жизнедеятельности, включая прорывные направления критических технологий. Задача повышения инновационной активности всех субъектов экономики является важнейшим приоритетом современной государственной политики России [8].
Важнейшая роль при этом возлагается на университеты, в связи с чем в России [3], [5] и за рубежом [6], [9], [10] и др. идет активный поиск путей реформирования высшей школы c созданием университетов мирового уровня, включая интеграцию университетов.
В настоящее время перечень крупных государственных инициатив, стимулирующих инновационную активность в стране, включая университеты, исчисляется десятками. В их числе принятие, совершенствование и мониторинг результативности закона о малых инновационных предприятиях при ВУЗах и НИИ (217–ФЗ от 02.08.2009 г.); выделение серьезных для России финансовых ресурсов на грантовую поддержку инновационных проектов; рост количества инновационных проектов, софинансируемых «Роснано»; масштабный проект по созданию инновационного центра в Сколково; регулярно принимаемые решения по созданию институциональной среды, благоприятствующей инновационной деятельности [4]. В числе этих инициатив Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ существенное место имеют инициативы, относящиеся к стратегическому развитию высших учебных заведений страны.
Необходимо акцентировать внимание на последовательности и обоснованности действий Правительства РФ в этом направлении и переходу к финансированию крупных масштабных проектов на основе принятия соответствующих правительственных постановлений, среди которых особую роль сыграли Постановления № 218, 219 и 219, направленные на решение целого спектра проблем российских университетов, выполняемых в рамках стимулирования инновационной деятельности в российской экономике:
-
- повышение их конкурентоспособности в науке, образовании и инновациях и формирование для этого соответствующей инновационной среды;
- вывод с одной стороны фундаментальных вузовских исследований на международный уровень, с другой – повышение заинтересованности университетов в выполнении функций, ранее обеспечиваемых в значительной мере разрушенной отраслевой наукой;
- создание необходимых условий для создания вузами инновационных разработок и их коммерциализацию;
- интеграцию вузовской и академической науки;
- развитие инновационного и производственного потенциала университетов;
- интенсификации кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий [7];
- стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для развития наукоемкого производства.
Министерство образований и науки РФ инициировало интеграционные процессы, что обуславливает необходимость изучения зарубежного опыта в этой сфере. Этот опыт позволяет выявить три основных стратегии создания университетов мирового класса, при которых правительство [6]:
- выбирает несколько из существующих вузов для превращения в передовые учебные заведения и оказывает им существенную поддержку;
- стимулирует вузы к слиянию, обеспечив синергизм трансформаций;
- создает новый университет мирового класса с нуля.
Большим преимуществом слияний является то, что в результате создаются более сильные вузы, способные капитализировать новую синергию, которую производят объединенные ресурсы. В последние годы по этому пути последовательно идут многие страны, во Франции университеты и высшие профессиональные школы изучают возможности слияния на региональной основе, в Дании правительством создан Инновационный фонд, который, помимо всего прочего, оказывает финансовую поддержку при объединении подобных учебных заведений [6].
Интеграция университетов активно ведется Финляндии с 2009 года в рамках государственной политики повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования и усиления конкурентоспособности бренда «обучение в Финляндии». В результате реформ в Финляндии число классических университетов, в которых проходят обучение более 170 тыс. студентов, доведено до 16. Учеба в классических университетах Финляндии ориентирована на проведение научно-теоретических исследований (в бакалавриате обучаются в среднем три года, после чего можно продолжить обучение в течение двух лет, получив по окончании степень магистра, магистры могут продолжить научные исследования с целью получения докторской степени в течение еще четырех лет).
Университет Аальто («Aalto University») в Хельсинки создан путем слияния Школы искусства и дизайна («University of Art and Design Helsinki»), бизнес-школы («Helsinki School of Economics» и технологического института («Helsinki University of Technology») и сейчас состоит из шести школ: the School of Arts, Design and Architecture, the School of Business, the School of Chemical Technology, the School of Electrical Engineering, the School of Engineering и the School of Science.
В 2010 году в результате слияния университета г. Йоэнсуу (около 8 тыс. студентов) и университета г. Куопио (6 тыс. студентов) образован Университет Восточной Финляндии имеющий кампусы в Савонлинне, Куопио и в Йоэнсуу, который уже в 2012 году он уже вошел в сто самых престижных университетов Европы (http://www.studyabroad.ru/guide/finland/). В Турку объединены Университет Турку и Школа экономики и делового администрирования Турку. Университеты городов Ювяскюля, Тампере и Технологический университет Тампере станут Центральным университетом Финляндии с числом студентов более 41 тыс. Предполагается, что университетом мирового класса станет национальный ("инновационный") университет, образованный слиянием Технологического университета Хельсинки, Школы экономики и делового администрирования Хельсинки и Университета искусства и дизайна, обучающий 21 тыс. студентов (http://www.studyabroad.ru/guide/finland/).
Интеграционные процессы в образовании Финляндии распространяться и на университеты прикладных наук – политехникумы, из 25 в стране останется 18, в большинстве из которых будет учиться не менее 2,5 тыс. студентов. Практически каждый такой университет имеет свой технопарк, в котором работают различные производственно-коммерческие предприятия, где студенты проходят практику, участвуют в проектах и т. д. (http://www.studyabroad.ru/guide/finland/).
Согласно планам правительства по реформированию системы образования, к 2020 году в Финляндии останется не более 15 университетов, в большинстве из которых будет учиться, по крайней мере, 3 тыс. студентов.
Такой процесс объединения университетов характерен для Европы, в Дании с 2007 года 25 вузов переформировали в 8 университетов и 3 НИИ, во Франции в 2009 году путем повторного слияния вузов, разделенных в 1970-е, создан крупнейший в стране Страсбургский университет, а в Уэльсе в 2010 году было объявлено о создании «супер-университета» на базе объединения вузов, которые год назад сами были собраны по частям из мелких игроков. В одном из двух регионов Бельгии – Фландрии – в результате начатой в 1994 г. реформы из 163 колледжей к настоящему времени образованы 29. Реформа образования в ЮАР предполагает объединить 21 университет и 15 политехнических колледжей (техниконов) страны в 11 университетов, 6 технических колледжей и 6 новых гибридных институтов, которые будут образованы слиянием университетов и техниконов. Государственная политика Венгрии, начатая в 1993 г., вынудила вузы разрабатывать совместные планы интеграционного развития. В итоге из 24 государственных университетов и 17 государственных колледжей остались 17 и 13 соответственно [3].
Активно интегрируются вузы в Китае, где это одно из направлений реформы образования, начатой в 1992 г., за 15 лет 556 вузов трансформированы в 232. Пекинский медицинский университет, например, в 2000 г. вошел в состав Пекинского университета, Шанхайский университет «Фудан» стал частью медицинского университета, а университет провинции Жеджианг был создан в результате слияния пяти университетов. Даляньский политехнический университет включает в себя 19 институтов, 33 факультета, 55 специальностей. В ДПУ ведется подготовка по программе МВА. На сегодняшний день в университете получают образование более 34 тыс. чел.).
В 2004 г. в Великобритании Манчестерский университет Виктории и Институт науки и техники объединены в крупнейший университет Великобритании, который провозгласил цель – «к 2015 г. оказаться среди 25 лучших вузов» (http// www.Manchester.ac.uk/research/about/strategy/). В Великобритании слияние Кардиффского университета и Южно-Уэльской медицинской школы осуществлено для создания в Уэльсе университета мирового класса. Эти слияния часто объясняется созданием крупного многопрофильного исследовательского университета, в связи с тем, что международные рейтинги учитывают количество публикаций и наград, получаемых учеными, вне зависимости от численности студентов [6]
Ведущие университеты Австралии (Австралийский Национальный Университет и университеты Квинсленда, Сиднея, Западной Австралии, Нового Южного Уэльса, Мельбурна, Аделаиды и Монаша) в 1999 году объединились в Go8 «Группу Восьми» («Group of Eight»). Австралийский национальный университет включает 7 академических колледжей, каждый из которых имеет несколько факультетов, научных школ и центров, а также Исследовательскую школу астрономии и астрофизики, на базе которой основана крупнейшая на Австралийском континенте обсерватория «Siding Spring». В Квинслендском университете обучаются около 40 тыс. студентов, в его составе Институт молекулярно-биологических наук, Австралийский институт биоинженерии и нанотехнологии и Квинслендский институт мозга. Университет Нового Южного Уэльса расположен в Сиднейских районах Кенгсингтон (основной кампус), в Пэддингтоне (Колледж Изобразительного Искусства) и в Канберре (Академия Сил Обороны Австралии –Australian Defence Force Academy). В нем обучается более 50 000 студентов, 15 000 из которых иностранцы. В университете Монаша обучается около 55 тыс. студентов, кроме 6 кампусов в Мельбурне он имеет кампусы в Малайзии и в Южной Африке, а также имеет 100 собственных научно-исследовательских центров, включая Центр стволовых клеток, Центр исследований газодобычи и др. (http://sydneyvisa.ru/obuchenie-v-avstralii/australian-universities/).
В Германии в 2006 году был создан Союз технических университетов TU9, созданный для улучшения сотрудничества с реальным сектором экономики, производством и бизнесом и получавшие ранее треть спонсорских средств, которые в Германии тратились на науку. Вторая инициатива под названием «Превосходство в науке» («Exzellenzinitiative»), позволила в результате жесткого отбора около десяти вузам пять лет носить титул "элитных" и получать существенные дополнительные финансы от правительства. В 2009 году Технологический институт Карлсруэ и исследовательский центр объединились, в новой структуре работает 8500 сотрудников, а годовой бюджет превышает 500 млн евро (http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/universitety-mira-na-perepute).
В октябре 2012 года в Союз под названием U15 объединились уже 15 немецких университетов, создавая элитарное по своей сути объединение для выигрыша конкуренции за умы выпускников немецких гимназий и студентов-иностранцев в условиях, когда в вуз не идет только ленивый, для эффективного аккумулирования государственных и спонсорских средств, причем это университеты с высокой репутацией из Геттингена, Гамбурга, Гейдельберга, Кельна, Лейпцига, Майнца, Мюнхена, Мюнстера, Тюбингена, Франкфурта-на-Майне, Фрайбурга и два берлинских университета (http://newsout.ru/subject/7102441)
Для университетов США также характерны интеграционные процессы, например, Корнеелльский университет (Cornell University), с кампусом в Итаке, штат Нью-Йорк состоит из семи студенческих колледжей и семи аспирантур, находящихся в его основном кампусе. В каждом колледже свои собственные требования к абитуриентам и самостоятельные учебные программы. Университету так же принадлежат два медицинских кампуса, один из них в Нью-Йорке, а второй в Образовательном городе («Education city») в Катаре.
За рубежом используются и формы интеграции вузов путем их объединения в консорциумы, так, Калифорнийский виртуальный университет объединяет более 95 вузов и колледжей, преимущественно из штата Калифорния, а Агентство по открытому обучению Австралии представляет собой консорциум из 9 университетов страны. Такие консорциумы обеспечивают академическую мобильность обучающихся, например, путем межвузовских соглашений, помогая обучающимся изучить целый ряд курсов в различных учебных заведениях, не испытывая организационных сложностей (http://newsout.ru/subject/7102441).
Результаты анализа в сопоставлении с нашими предшествующими исследованиями интеграционных процессов в корпоративном управлении [1], [2] и др., показали, что интеграция университетов близка по организации к интеграционным процессам, реализованным корпорациям, но при этом в своем большинстве эти процессы являются результатом целенаправленной государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности не только высшего профессионального образования, но и целых государств, активно использующих потенциал интеграции университетов для развития своей экономики и социальной сферы.
Список литературы:
- Булатов А. Ф. Трансформации корпоративных структур [Текст]: Монография / А. Ф. Булатов, И. Р. Шегельман. – Архангельск: Изд. Дом «Юпитер». – 208 с.
- Воронин А. В. Лесопромышленная интеграция: теория и практика [Текст]: Монография / А. В. Воронин, И. Р. Шегельман. – Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 2009. – 464 c.
- Грудзинский А. О. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта [Текст ] / А. О. Грудзинский, Л.В. Ерушкина // Вестник Нижегородского ун-та. – 2007. – № 5. – С. 17–24.
- Пакерманов Е. М. Оценка инновационного процесса в отечественном законодательстве и в «Руководстве Осло» [Текст ] / Е. М.Пакерманов, И. Р. Шегельман, Д. Б. Одлис / Микроэкономика. – 2011. – 4. – С. 14-17.
- Рейханова И. В. Совершенствование организационно-экономического подхода к развитию сферы образовательных услуг высшей школы [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011. – № 1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/339 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Салми Д. Создание университетов мирового класса структур [Текст]: Монография / Джамиль Салми; пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009. – 132 с.
- Шегельман И. Р. Специфика комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства в рамках интеграции университета и машиностроительного предприятия / И. Р. Шегельман, П. О. Щукин, А. С. Васильев [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона [Электронный журнал]. – 2012. –№ 3. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/905/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Шегельман И. Р. Университет в инновационном пространстве региона [Текст ] / И. Р. Шегельман, А. В. Воронин // Высшее образование России. – 2010. – № 8-9/10. – С. 77-80.
- Creation of world-class universities is essential. [Электронный ресурс]. URL: http://mikpics.blogspot.ru/2008/10/creation-of-world-class-universities-is.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. англ.
- Building World-Class Universities in China: From the View of National Strategies. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guninetwork.org/resources/he-articles/building-world-class-universities-in-china-from-the-view-of-national-strategie – Загл. с экрана. – Яз. англ.