×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Градостроительная организация современного учебно-жилого комплекса кадетского корпуса (на примере Тольяттинского Военно-технического кадетского корпуса)

Аннотация

В.И. Мухин, А.В. Александрин, Н.Ю. Жданкин, Э.Н. Саркисян

На конкретном примере рассмотрена организация учебно-жилого комплекса кадетского корпуса Вооружённых сил, изучены специфика жизнедеятельности и социально-демографические параметры кадета, которые выявляют проблему, связанную с отсутствием в настоящее время обоснованной градостроительной стратегии по формированию подобных военно-учебных заведений в Российской Федерации. Обозначены теоретические принципы и методологические подходы к размещению воспитанника, как будущего офицера, а также формированию модели современного учебно-жилого комплекса кадетского корпуса.
Ключевые слова: воспитанник, кадетский корпус, размещение, учебно-жилая среда, планировочная организация, социально-демографические параметры.

05.23.22 - Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

Градостроительная организациясовременного учебно-жилого комплекса кадетского корпуса Министерства обороны РФ и иных силовых ведомств тесно связана ссистемойвоенного образования, где заложена поэтапная идея воспитания будущих защитников государства.Жизнедеятельность контингента проходит в учебно-жилых комплексах и в иерархии вышеупомянутой системы воспитанникикадетских корпусовзанимаютнижнюю ступень, окружные учебные центрыв военных округах – среднюю, а - высшие учебные заведенияМО РФ – верхнюю.
Реформы, осуществляемые в области военного строительства, потребовали значительного расширения сети специальных военно-учебных заведений, таких, как кадетские корпуса, подготавливаемых молодых людей к будущей военной профессии [1]. Исследования в области специфики функционирования данных учебных заведений, их правового статуса, организации учебно-воспитательного процесса, истории кадетских корпусов и сравнительного анализа жизнедеятельности, а также  системы управления военным образованием [2, 3, 4] и др. подводят к необходимости постановки вопроса об архитектурном сопровождении  размещения кадетских  корпусов.
Важнейшим значением для характеристики системы обслуживанияявляется социальный состав, отношение к которой формируется у воспитанников в семье, а получает своё основное развитие при самоопределении личности уже в стенах корпуса.
Специфика кадетского корпуса Вооружённых сил определяется важной государственной функцией воспитания и развития личности обучаемых для подготовки к поступлению в военно-учебные заведения, формирования профессионального интереса [5], твердого ориентирования их на путь будущей военной профессии, что предопределяет особое размещение, организационную структуру, численность и людность территорий и вместе с тем зависит от экономических, технических и социально-демографических факторов[10].
Особенность подготовительного военно-учебного заведения показывает, что все кадетские корпуса по своему предназначению, целям, структуре и функционированию существенно отличаются от средних общеобразовательных учебных заведений и в значительной степени от военных училищ. Поэтому воспитанники, как специфическая социальная группа, должна иметь свой социальный статус.
В настоящее время образование символизирует определённый уровень общественных и личностных потребностей, а для воспитанникакадетского корпуса, учитывая его специфический характер жизнедеятельности, в комфортабельном жилище. Высокий образовательный уровень в военно-учебных заведениях МО РФ определяет повышенные требования к развитию сферы услуг и, соответственно, качеству её архитектурно-планировочной организации [10].
Исследование Военно-технического кадетского корпуса, а также анкетирование показали, что его воспитанники имеют достаточно определённое мнение по вопросам проживания уже в корпусе, около 70 % которых в той или иной степени отрицательны. В большей мере мнения такого рода определяют отношение к предложенному способу размещения. Проживание более половины подростков (до поступления в кадетский корпус) в отдельной городской квартире позволяет им более объективно сравнивать прежний уровень с сегодняшним размещением [6].
Уровень проживания ориентирован, в первую очередь, на лиц, твердо избравших путь будущей военной профессии, однако, даже в ходе бесед с воспитанниками чувствуется эмоциональная напряженность, высокая степень дискомфорта в быту. Около 5% кадетов отчисляется по нежеланию учиться, а некоторые выпускники не хотят поступать в военные вузы. Устойчивость структуры контингента, особый характер труда, социально-демографические параметры воспитанников накладывают требования к формированию адекватной материально-пространственной организации среды обитания, развитости учебно-жилой территории и полной сферы услуг.
Степень соответствия жилого пространства структуре подразделений можно выявить по общим оценкам проживающих, удовлетворенности бытовыми условиями и причинам их порождающих. Исключительно положительно относятся к своей жилой среде и бытовым условиям всего 9,5% воспитанников. Среди причин в той или иной степени не удовлетворивших подростков и предложенных для такой оценки, распределение выглядит следующим образом: переполнено спальное помещение – 8%, низкие бытовые условия – 18%, негде уединиться – 11,4%, неудобство расстановки кроватей – 4,8%, не оборудовано место встреч с родными, близкими и друзьями – 8,1%, прочие причины – 64,1%.
В наше время важным средством в организации досуга принято считать средства телекоммуникации. Просмотру телепередач отведено распорядком дня время, однако, местом просмотра служат разные помещения, зачастую, приспособление только для больших групп – класса, роты. Непосредственное разделение обучаемых по интересам отмечается в группах до 10 человек.
Первичные условия комфорта связываются с удовлетворением физиологических потребностей человека и разделяются на ограничение воздействия внешней среды и компенсационные меры от действия последней [7]. Существующую жилую среду для подростка можно классифицировать как жесткую из-за морально устаревшего обслуживания – отсутствия каких-либо средств индивидуального пользования, психофизиологической неприспособленности, низкой насыщенности оборудованием, изоляции зон жизнедеятельности и др.
На характер групповых отношений в немалой степени оказывают влияние условия для отдыха (сна) и досуга. Здесь мнение подростков, исключающих какую-либо зависимость от числа людей: на 70,5% воспитанников во время сна и 54,2% в часы досуга соседи не оказывают никакого влияния. По уровню контактов на учебно-жилой территории можно судить о необходимости развития общения как внутри подразделений – поддерживают дружеские отношения 64,1%, товарищеские – 34,2%, обычные – 4,8% и не поддерживают – 1,6%, так и вне таковых.
На территории расположения своей роты многие кадеты желают повысить комфорт при просмотре телепередач посредством установки аппаратуры при каждом жилом помещении - более 2/3 респондентов и лишь затем в традиционных местах.
Проведённоеисследование конкретного подготовительного военно-учебного заведения даёт возможность проследить степень неудовлетворённости воспитанников, как по бытовым условиям проживания, так и по другим вопросам, например свободное время, спорт и занятие любимым делом. В определении сетей обслуживания необходимо учитывать структуру потребления воспитанниками свободного времени, величина которого может варьироваться и увеличиваться. Возрастное распределение по видам досуга не оказывает заметного влияния на степень изоляции мест обслуживания. Естественным ограничением может служить численность групп, одновременно занятых той или иной деятельностью. Например, в отдельном помещении для творческого времяпрепровождения нуждаются чуть больше 28% воспитанников. Очевидно, что большая плотность людей при проведении досуга, в некоторой степени сказывается на взаимоотношениях во время любимого занятия – очень мешают и просто мешают друг другу 11,5%. Аналогичная картина выявляется и в спорте – более пятой части участников отрицательно оценивают действия соседей.
В наши дни неизученным вопросом является отношение воспитанника кадетского корпуса к религии. Формально она не запрещена, но и не выражена в планировке учебно-жилого комплекса. Своеобразный пик религиозности замечен социологами именно в 16-17-летнем возрасте и связывается с уровнем образования [8]. Отметим, что традиции армии и флота России, а также многие ритуалы были неотделимы от церкви, определенной закономерности следовал образ жизни кадета и учебный курс с Законом Божьим. Современный воспитанник не противостоит церкви, но характер ответов по месту отправления религиозных обрядов говорит о расслоении мнений, причем совпадение спектра ответов отмечается и по менее категоричной оценке воспитателей. Церковь со своим учением является универсальным инструментом, заменяющим и дополняющим современные социальные службы, пропагандистов и политработников, а для воспитанника - проводником и источником нравственности. Сегодня, когда идет поиск идеологической и духовной базы для Вооруженных сил, внимание специалистов надо направить на религиозность и огромный воспитательный потенциал Православной церкви, прошедшей огромный путь, неотделимый от российского воинства.Необходимо повысить интерес экспертов к наличию среды, благоприятствующей возрождению культуры, воинских ритуалов в подготовительных заведениях, размещенных на территориях, предназначавшимся лучшим полкам и военно-учебным заведениям.
В целом, многие культурные потребности воспитанников не находят полного выражения в архитектурно-планировочной организации жилища, как в силу возрастных, так иличностных особенностей развития. Эти факты должны явиться предпосылкой обоснования эффективного размещения воспитанников и формирования новогоподхода кградостроительной организации современногоучебно-жилого комплекса кадетского корпуса более комфортабельного уровня, отвечающего всем современным требованиям.
Вопрос комфортабельности жилой среды воспитанника возник не случайно. Жизненный цикл казарменной жилой ячейки с упрощенным обслуживанием в военном городке был рассчитан на военный и послевоенный период деятельности большинства кадетских корпусов. Современные перспективы развития подростка в семье и в обществе неразделимы с совершенствованием архитектурно-планировочной организацииучебно-жилой территории, выработкой типологии по заданным параметрам жизнедеятельности на расчетный срок и зависят от конкретных социально-экономических условий [7].
В системе обслуживания воспитанника следует дополнительно учитывать специфику ее организации на территории высшего военно-учебного заведения, в связи с современными информационно-техническими средствами обеспечения учебно-воспитательного процесса в повседневной жизнедеятельности. Современное состояние требует персонального оснащения мест обучения и проживания воспитанника с возможностью широкого доступа к образовательным ресурсам в условиях закрытого учреждения [6]. Здесь важно установление как числа участников, требования к изоляции вида деятельности, так и частоты их реализации. Предложенное распределение видов культурной деятельности по зонам и участкам частично закреплено в практике архитектуры военных городков, например, спортивный зал, клуб, плац и др.
В течение всей подготовки кадета принято выделять не менее трёх периодов – адаптации, стабильности, профессиональной ориентации. На каждом из них воспитанники и педагоги предъявляют свои требования к размещению, интенсивности и качеству обслуживания. В кадетских корпусах дифференцирование учебно-жилых территорий по вышеуказанному типологическому признаку не осуществляется [9].
Существенным фактором является то, что сегодня Военно-технический кадетский корпус размещен в приспособленных зданиях на территории тольяттинского Военно-технического института, поэтому трудно выявить чёткое разграничение системы обслуживания из-за несоответствия имеющейся застройки социальной среде по ряду параметров, что существенно снижает качество жизнедеятельности и приводит к необоснованным материальным затратам[10].
Отсутствие нормативной базы, которая чётко регламентировала бы размещение кадетского корпуса Вооружённых сил,лишь обостряетданную ситуацию.В настоящее время функционирование кадетских корпусов ограничивается лишь сводом положений и приказов на уровнеМО РФ [1]. Перечисленные проблемы в области размещения подготовительных военно-учебных заведений диктуют необходимость формирования современногоучебно-жилого комплекса кадетского корпусана градостроительном уровне. В данной ситуации необходимоучесть выявленные подходы к градостроительной организации учебно-жилого комплекса вышеуказанного заведения, в соответствии с установленными социально-демографическими характеристиками и этапами развития воспитанника, что позволит разрешить многие проблемы, связанные с необходимым уровнем проживания и жизнедеятельности кадета, что положительно отразится на качественном воспитании будущего офицера.

Литература:

    1.Приказ МО РФ от 15 января 2001 г. № 25 «О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации»,- 63 с.
    2.Гусев А.В., Маргулян Я.А.  Сравнительный анализ правового статуса и жизнедеятельности воспитанников кадетских корпусов и суворовских военных  училищ. Сб. статей научно-практической  конференции. «Санкт-Петербург и вооружённые силы».Вып. ІІІ. - 328 с.
    3.Марьина Л.П. Кадетский корпус как институт социализации личности  в системе военного образования: Автореф. дис. …кан. соц. наук. - СПб, 2005, - 22 с. 4.Шевченко В.М. Управление военным образованием: проблемы и суждения // Военная мысль, 1992. - № 2.
    5.Кабачевская Е.В. Формирование профессионального интереса юношей  кадетского корпуса: Автореф. дис. …кан. пед. наук. - Кемерово, 2003, - 16 с.
    6.Александрин А.В., Жданкин Н.Ю. Воспитанник и архитектурно-планировочная организация кадетского корпуса... Сб. статей,- СПб, ВИТУ, 2007, с.57.
    7.Жилая ячейка в будущем / Б. Р. Рубаненко, К. К. Карташова, Д. Г. Тонский и др.; науч. ред. Б. Р. Рубаненко, К. К. Карташова. – М.: Стройиздат, 1982.
    8.Мчедов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. - №5.
    9.Александрин А.В. Градостроительная реконструкция учебно-жилого комплекса Санкт-Петербургского Суворовского военного училища // Дис. ... канд. архит. – ВИТУ, 2001, - 209 с.
    10.Жданкин Н.Ю. Подходы к градостроительной организации учебно-жилого комплекса кадетского корпуса. Сборник материалов 61-ой Международной научно-технической конференции молодых ученых, Ч. 2 – СПб.: ГАСУ, 2008.- С. 72.