Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов
Аннотация
Здоровье является интегральным показателем условий и качеств жизни (социально-экономических, культурно-оздоровительных, условий труда, быта и отдыха), образа жизни не только одного человека, но и общества, в котором он живет. На состояние здоровья оказывают влияние социально-гигиенические факторы конкретного региона, в том числе экологические, техногенные, социально-экономические, социальный стресс, вызванный нестабильностью и условиями труда, заработной платой, качеством жилья, питания, культуры, кризисом системы здравоохранения, отсутствие профилактики.
Ключевые слова: Интегральный показатель социально-экономических условий,физическое развитие, физическая подготовленность, образ жизни, вредные привычки, воспитательно-образовательный процесс.
Ежегодный анализ медицинского осмотра детей, подростков, студенческой молодежи свидетельствуют, что отклонения в состоянии здоровья не уменьшаются, а растут. В вуз приходят вчерашние школьники не только с ослабленным здоровьем, низкими показателями физического развития и физической подготовленностью, но и с отсутствием гиенических знаний и навыков самосохранения. У первокурсников обнаруживается отсутствие мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Дефекты довузовского воспитания (семья, школа, социум обитания), вредные привычки и навыки поведения - это далеко не полный перечень характеристик молодых людей, из которых педагоги по физической культуре должны создать здоровую, гармонично развитую личность специалиста-инженера, экономиста, эколога.
Студенческую молодежь воспитывает окружающая среда, все наше российское общесттво, система государственной власти, реалии быта и повседневной жизни в стране.
Объективные факторы и условия, неблагоприятно влияющие на здоровье детей, подростков, учащихся и студентов, дополняются снижением уровня культуры здоровья людей. Ежегодный анализ этого показателя среди студентов первого курса РГСУ выявляет, что значительный процент молодых людей не владеет информацией о своем личном здоровье и уровне физической подготовленности, не знает теоретических основ и не имеет практических навыков построения гигиенического режима, рационального питания, недооценивают роль здоровьесберегающего и стимулирующего образа жизни.
Студенты 1 - 3 курсов в письменных контрольных работах и рефератах отражают информацию о своем образе жизни и наличии элементов двигательной активности, физической реакции в режиме дня. Анализ 1500 работ студентов первого курса показал, что большинство из них нуждаются в коррекции режима дня, в научно-общественном планировании и рациональной организации своего образа жизни (активного и пассивного отдыха, времени ночного сна, мышечной активности, закаливания, соблюдения принципов рационального питания). Первокурсники не владеют индивидуальным физкультурно-оздоровительным комплексом, не используют рациональный двигательный режим в недельном цикле для укрепления своего здоровья. Им незнакомы системы восстановительных упражнений, приемы восстановления нервнго равновесия, специфические дыхательные упражнения, приемы психогигиены. Из 120 опрошенных лишь 2-3 студента регулярно посещают парную баню с веником практикуют самомассаж, контрастный душ. Все это позволяет сделать заключение, что молодые люди не заботятся о расширении функциональных резервов своего организма, не повышают адаптационные возможности, обеспечивающие крепкое здоровье. Не владея основами здорового жизнеобеспечения, они не смогут полноценно реализовывать себя в профессиональной деятельности.
Воспитательно-оздоровительный процесс по физической культуре в вузах страны должен осуществляться на основании Государственного общеобразовательного стандарта, в котором запланировано изучение гуманитарных и социально-экономических наук. Гуманитарная направленность физкультурного образования предусматривает предоставление теоретических основ значимости физической культуры для человека, научных представлениях и требованиях к его содержанию, как интегральной составляющей профессионального образования.
Фактически же (и практика это свидетельствует) в большинстве вузов преподаватели физического воспитания продолжают осуществлять образовательтный процесс по физической культуре с преобладанием акцента на двигательную составляющую дисциплины. Лишь в отдельных университетах страны для студентов читаются лекции по основам физической культуры и проводятся практические занятия по оценке физического здоровья, образа жизни, культуры здоровья, самостоятельных занятий физическими упражнениями и закаливанием, методике самоконтроля занимающихся физическими упражнениями и спортом. За основу взят мониторинг физического здоровья [4, 5].
Первокурснику не сразу удается адаптироваться к общению и творческому контакту с однокашниками, преподавателями, руководством различных структур и подразделений вуза. Вызывают повышенные психоэмоциональные реакции иные, чем в школе, методы преподавания, индивидуальные особенности требований профессорско-преподавательского состава разных кафедр. Изменение социального статуса, новая роль студента, расширение среды общения, иной стиль поведения требуют перестройки функционирования адаптивных механизмов.
Уже под действием этих факторов дает о себе знать исходное состояние нервно-психического статуса, устойчивость центральной нервной системы к стрессовым ситуациям. Создаются условия для формирования психоэмоционального напряжения и болезней.
Недостаточная адаптация к новым условиям труда и отдыха, питания, поддержания личной гигиены, умения поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности проявляется потерей устойчивой мотивации к учебе. На фоне хронической психоэмоциональной дисгармонии, юношеской незрелости мышления и чувств, у первокурсников могут развиваться неадекватные формы поведения: отчужденности, грубости, конфликтности. Изменение психики, нарушение состояния здоровья - результат длительного психоэмоционального напряжения, стресса, что говорит о недостаточном уровне их психологической подготовки.
В создавшихся условиях (изменился жизненный стереотип, растет уровень умственных нагрузок, дисгармония адаптационных механизмов проявляется в психических эмоциональных и поведенческих реакциях) можно надеяться, что именно двигательная активность, как самая древняя в онтогонестическом развитии человека, способна регулировать нарушенную гармонию функциональных систем организма.
Мировая наука рассматривает двигательную активность, физические упражнения, анализаторы движений как главный фактор саморегуляции и самовосстановления единой живой системы организма человека. Физические нагрузки на оптимальном уровне восстанавливают иммунный статус, предупреждают риск возникновения инфекционных заболеваний, обеспечивают гармонию физического, психического и духовного здоровья человека.
Именно через «здоровье», как интегральный, обобщающий показатель качества человека, должен идти воспитательно-образовательный процесс по физической культуре в школах и вузах. Улучшение показателей уровня здоровья, положительная динамика физического развития и физической подготовленности студентов являются объективными доказательствами эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс по физической культуре противоестествен без современного научно обеспеченного и систематическго контроля за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Неслучайно на занятиях и тренировках отдельные студенты падают в обморок, теряют сознание, получают травмы. А случаются и смерти учащихся и студентов в стенах учебных заведений на физкультурных сооружениях.
Необходимы обязательное комплексное медицинское обследование студентов, систематический педагогический контроль за реакцией организма на физические нагрузки в процессе занятий, внедрение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися при сдаче нормативов по физической подготовленности, убучение приемам и методам самоконтроля за своим здоровьем всех студентов – все это позволит педагогам и тренерам избежать методических ошибок, нарушений научно обоснованных принципов рациональной системы занятий физической культурой и спортом. Для того чтобы создать в вузе надлежащие условия формирования здоровой гармонично развитой личности студента с выраженным профессиональными и социальными качествами необходимо создать надлежащие социально-экономические условия педагогам высшей школы, для их труда, отдыха, питания, оздоровления и реабилитации, а так же возможность полной самореализации в своей профессии.
Пока же здоровьесберегающее воспитание и образование в учебных заведениях (школах и вузах) недостаточно эффективны, что подтверждается конечным резульатом - состоянием здоровья студентов.
Рекреация - свободное время, отдых, восстановление организма в режимпе дня или рабочей недели. Правильное, полезное для здоровья использование своего времени - это важное условие при составлении рационального суточного режима студента. Владеть искусством правильно, научнообоснованно планировать время труда и отдыха, умственных и физических нагрузок - значит, создать условия для восстановления израсходованных психофизических резервов своего организма [6, 7].
Педагоги высшей квалификации знают теоретические основы физической рекреации и в процессе физического воспитания студентов, создают аднеобходимые условия для их оптимальной двигательной активности во время учебного дня и недели, общественно-полезной и трудовой деятельности. В РГСУ для студентов 1-3 курсов организован лекционный цикл по оздоровительной тематике, созданы благоприятные условия для регулярных тренировочных занятий около 600 студентов по 27 видам спорта. Стало традицией, когда тысячи наших студентов в качестве болельщиков или участников самореализуются в массовых физкультурно-спортивных соревнованиях университета, города или области.
Задачей физической рекреации в вузе является приобщение всей студенческой молодежи к здоровому образу жизни с обязательной физкультурно-оздоровительной программой, где физическая тренировка на оптимальном уровне сочеталась бы с гигиеническим режимом, личной гигиеной, закаливанием. При создании необходимых условий в вузе для физической рекреации студенты приобщаются к здоровьесберегающему поведению, здоровому образу жизни. Лишь в здоровой среде обитания студенты приобретают здоровые привычки, и навыки использования своего свободного времени с элементами физической культуры.
Литература
1. Лисицын 10.17. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М.: Медицина, 1992.
2. Фролов А.Ф. Экология и здоровье населения. - Саранск: Красный октябрь, 1994.
3. Фролов А. Ф., Атиров Р.З. Краевая патология, социальные болезни и их профилактика. - Саранск: Красный октябрь, 1997.
4. Черняев В.В., Акулова К.К)., Хомяк 17.А. Гуманитаризация высшего образования, как условие его модернизации // Культура и физическое здоровье. Вып. 2. -
Воронеж: ВПТУ, 2005.
5. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Формирование здоровья студентов первокурсников и пути повышения адаптации средствами физического воспитания // Физическая
культура, спорт и туризм: сегодня и завтра: Тр. междунар. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д, 2005. T.I.
6. Правдина Л.Р. Культура здоровья: Метод, пос. - Ростов н/Д: РИС ЮРГУЭС, 2003.
7. Физическая культура и спорт: Учебник для студентов строительных вузов / (Под ред. В.А. Никиткина, СИ. Филимоновой. -М.: АСВ, 2005.