Стратегия озеленения урболандшафта крупного города: сущность, структура, механизм разработки и реализации
Аннотация
В практике управления национальными социально-экономическими системами различных уровней существует недооценка возможностей стратегического управления, в частности – управления крупными городами и различными подсистемами указанной социально-экономической системы, в том числе озеленением.
Ключевые слова: стратегия города, урболандшафт, крупный город, стратегия озеленения урболандшафта.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Современное развитие теории управления ведет к постепенным изменениям в технологиях принятия решений различных социально-экономических систем, к которым относят и крупные города. Динамичность ситуации на рынке является предпосылкой развития интегральных задач менеджмента, которому становится все сложнее охватить и реализовать весь перечень вопросов, связанных с управлением – от предвидения того, куда движется та или иная социально-экономическая система, до окончательного принятия и реализации конкретного управленческого решения. В этой связи особенно полезным становится инструментарий теории стратегического управления, отвечающего за разработку направлений развития социально-экономических систем, с описанием пошагового алгоритма достижения выбранного направления.
Стратегическое планирование и управления социально-экономическими системами являются центральным звеном, обеспечивающим долгосрочную их выживаемость и возможность достижения ими успеха в условиях изменяющейся внешней среды. Традиционный подход к формированию стратегии предполагает, что, имея в своем распоряжении совокупность действенных аналитических методов, топ-менеджеры способны составить прогноз развития любой отрасли с точностью, позволяющей выбрать конкретное стратегическое направление. Однако, к примеру анализ дисконтированных денежных потоков требует, чтобы представление о будущем было достаточно четким, а для этого часто приходится жертвовать таким фактором, как неопределенность [15]. Недооценка фактора неопределенности может привести к выбору стратегии, которая не дает возможности объекта стратегического управления ни защититься от угроз внешней среды, ни воспользоваться теми уникальными потенциями, которые могут возникнуть в ситуации высокой неопределенности.
Вместе с тем, опасна и другая возможная альтернатива: будучи не в состоянии разработать стратегию, базирующуюся на традиционном анализе, некоторые управленцы полностью отказываются от строгих рамок планирования и принимают сугубо интуитивные решения. И здесь на лицо проблема того, что в практике управления национальными социально-экономическими системами различных уровней существует некоторая недооценка возможностей стратегического управления, в частности – управления крупными городами и различными подсистемами указанной социально-экономической системы, в том числе озеленением.
Проведенные исследования показали, что в настоящее время в научной литературе практически отсутствует определение словосочетания «стратегия озеленения урболандшафта крупного города». Это обстоятельство требует уточнения данного понятия, которое является узловым в настоящей работе. Принимая во внимание, что крупные города являются сложной социально-экономической системой, в методологическом плане представляется целесообразной необходимость адаптации общих определений стратегия к индивидуальным особенностям функционирования и стратегического развития города, на основе которого может формироваться, в частности, стратегия озеленения.
Крупный город – это целостная социально-экономическая система, ключевыми элементами которой являются население, территория, социально-экономические взаимосвязи между людьми, Складывающиеся по поводу совместного проживания в границах общей территории [3]. Территория города выступает фактором развития городского сообщества, поскольку составляет, с одной стороны, среду обитания человека, а с другой – пространство для хозяйственной деятельности. В этом смысле крупный город представляет собой материально-технической, социальную и экологическую структуры. При этом, рост крупных городов обуславливает необходимость управления развитием их территории как технико-социо-экологической средой, изменения в которой происходят вследствие причин различного характера. Огромное значение здесь приобретает адаптивный организационно-экономический механизм управления развитием крупного города, направленный на согласование разнонаправленных интересов его основных субъектов, основу которого должно составлять стратегическое управление.
В трудах, посвященных вопросам стратегии развития города, предлагаются различные трактовки данного понятия. В одних работах стратегия развития муниципального образования (в том числе и городского) рассматривается как средство достижения перспективных целей его развития [10]. В других – стратегия развития города – это выраженное документально представление о перспективных направлениях, приоритетах, целях и задачах развития города и системе мер, предлагаемых для достижения этих целей [12]. В третьих – стратегия развития города – это система мер, необходимых действия по достижению желаемого состояния города в долгосрочной перспективе [9,14].
Назначение стратегии города заключается в решении комплекса вопросов, основанных на:
-обеспечении единого понимания всей совокупности происходящих изменений в экономической, социальной, экологической, территориальной, технологической и иных сферах города;
- создании условий, способствующих налаживанию диалога, контактов и эффективного сотрудничества по поводу развития города между властями различных уровней, руководителями предприятий, представителями бизнеса, инвесторами, застройщиками, объединениями жителей, различного рода общественными организациями и т.п.;
- внедрении современных технологий управления городскими процессами на всех уровнях.
Основными целями разработки стратегии города являются [2,6,13]:
- выбор наиболее приоритетных направлений развития для приложения управленческих воздействий по формированию нового облика города в интересах его жителей;
- анализ современного состояния и стратегического видения будущего социо-эколого-экономического комплекса города;
- создание основных стратегических ориентиров для городских властей и всех иных организаций, участвующих и заинтересованных в сфере экономического, экологического, социального, технологического и иных видов городского развития;
-стимулирование открытого диалога и сотрудничества городских властей с представителями бизнес-элиты города, а так же всеми общественными силами города в рамках реализации долгосрочных масштабных программ и проектов экономического, социального, демографического, экологического, пространственного и иного развития крупного города;
- повышение конкурентоспособности города с целью привлечения инвестиций в создание новых рабочих мест;
- укрепление имиджа города и репутации городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.
Основными характеристиками стратегии города являются [4,6]:
- стратегия города имеет ориентирующее значение;
- стратегия города одобрена городским сообществом;
- стратегия города документально оформлена;
- инициатором формирования и реализации стратегии города выступает местная власть.
Переходя к одной из составляющих словосочетания «стратегия озеленения урболандшафта крупного города», необходимо отметить, что озеленение населенных пунктов представляет собой комплекс мероприятий по созданию и использованию зеленых насаждений в населенных пунктах. Рассматривая теорию зеленого строительства, под которым подразумевается система мероприятий по созданию, сохранению и использованию зеленых насаждений для улучшения условий жизни населения, необходимо обозначить целый комплекс категорий, которые входят в данную предметную область, а именно [5,7,8]:
1.Территория объекта озеленения – территория, включающая все планировочные элементы объекта озеленения в пределах красных линий: лесопарк, ограниченный сельскохозяйственными угодьями; сквер, ограниченный улицами и т.п.
2.Система озеленения – организованное, взаимосвязанное размещение объектов озеленения в плане населенного пункта и пригородной зоны, согласованное с общей планировочной структурой и системой культурно-бытового обслуживания населения. Основными принципами формирования системы озеленения являются: равномерность размещения и равнодоступность объектов озеленения; и непрерывность и взаимосвязанность насаждений.
3.Схема озеленения – чертеж, отражающий общий характер и принципы размещения озелененных территорий в плане в зависимости от их функционального назначения.
4.Генеральный план объекта озеленения – основной чертеж объекта озеленения, являющийся основой для составления всех видов рабочих чертежей и сметы строительства.
5. Планировка объекта озеленения – территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т.д. Планировка определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.
6.Зонирование территории объекта озеленения – выделение в процессе проектирования объекта озеленения участков или зон различных по функциональному назначению: зоны зрелищных мероприятий, зоны спорта, зоны прогулок или зоны тихого отдыха.
Исходя из вышесказанного, под стратегией озеленения урболандшафта крупного города можно понимать документально оформленную совокупность долгосрочных целей и задач по озеленению городских территориальных зон, реализация которых подкреплена потенциальными технико-эколого-экономическими возможностями субъекта управления с учетом угрозы рисков и возможностей внешней среды и содержит проекты, сметы строительства, технологию и индикаторы оценки достижения сформированных целей и задач развития.
Стратегический выбор крупного города в вопросах озеленения урболаншафта заключается в совокупности приоритетных функций, выполняемых городскими властями в направлении озеленения городских территорий, рассматриваемых в перспективе, достижение которых должно обеспечить реализацию целевых функций зеленых насаждений, реализуемых в рамках социо-эколого-экономической политики города и имеющих культурное, экономическое и экологическое значение.
Проблема обоснования стратегического выбора озеленения урболандшафта крупного города во многом сводится к выявлению внутренних закономерностей развития данной открытой системы заключающееся в совокупности обусловленных действием объективных законов причинно-следственных связей, возникающих как внутри крупного города, так и вне его, и обеспечивающих устойчивую трансформацию его урболандшафта.
Стратегия озеленения урболандшафта крупного города должна рассматриваться как относительно самостоятельный, и вместе с тем интегрированный компонент общей стратегии развития крупного города. Как следует из предлагаемого нами определения, стратегическое планирование озеленения урболандшафта крупного города будет заключаться в определении заранее намеченного порядка, последовательности осуществления замыслов, идей, целей, выполнения работ, проведения каких-либо мероприятий, действий, способствующих эффективному достижению желаемого состояния урболандшафта крупного города в части качества зеленых насаждений, расположенных в нем.
Актуальность внедрения системы стратегического планирования на городском уровне в части озеленения городских территорий обуславливается следующими основными причинами [1]:
-стратегическое планирование – признанный в мировой практике элемент городского управления и регулирования, позволяющий создавать условия для перспективного развития;
-стратегическое планирование помогает принимать не только долгосрочные, но и текущие, т.е. оперативные решения с учетом стратегических целей;
-стратегическое планирование позволяет консолидировать усилия администрации и общества в решении социо-эколого-экономических проблем в условиях трансформации условий функционирования крупного города;
-стратегическое планирование как процесс способствует укреплению взаимодействия заинтересованных сторон, а именно администрации, бизнес-элиты, населения, в части осуществления эффективного функционирования социально-экономической системы – город.
Объективными причинами необходимости разработки и осуществления стратегического планирования на городском уровне озеленением урболандшафта городских территорий являются следующие [5,11,16]:
-самостоятельность действий региональных и муниципальных (городских) органов власти во все более четко очерчиваемом поле ответственности влечет за собой большую самостоятельность последних;
- необходимость предсказания антропогенного воздействия на природопользование и природообустройство;
- оценка изменений урболандшафта для выбора наилучшего варианта дальнейшего хозяйственного использования или перепроектирования городской территории;
- проектирование техноприродных систем – выбор территории для их размещения, Назначение наиболее рациональных параметров и режимов эксплуатации технических сооружений и устройств, нормирования нагрузок на урболандшафт с учетом его устойчивости;
- прогнозирование соотношения между техникой и природой;
- разработка природоохранных мероприятий;
- развитие каждого территориального сообщества, в том числе городского, становится делом самого этого общества;
-стремление к широкому вовлечению членов городского сообщества в процесс планирования;
- усложнение механизмов управления вновь возникающих городских проблем.
В целом, стратегическое планирование озеленением урболадншафта города – это работа по формированию представлений о смысле и назначении деятельности органов местного самоуправления по озеленению городских территорий и превращению этих представлений в ориентиры, необходимые для реализации конкретных хозяйственных решений по управлению объектами озеленения.
Центральным элементом системы стратегического планирования озеленением урболандшафта города является составление и принятие стратегического плана озеленения, под которым понимается комплект документов, включающих анализ текущего положения озелененных городских территорий, а так же проекты, сметы строительства, технологию и индикаторы оценки достижения сформированных целей и задач развития урболандшафта крупного города. В целом, данный документ представляется прогнозным, сложным по структуре и научно выдержанным документом. Стратегический план озеленения является документом, интегрирующим в себе некое согласованное целое, взаимообусловленные главные цели и задачи развития урболандшафта крупного города в части его озеленения, а так же отражающий необходимые ресурсы и политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей.
Рисунок 1 – Концептуальная схема анализа и разработки стратегического плана озеленения урболадшафта крупного города
Основные элементы стратегического плана озеленения урболандшафта крупного города должны включать (рисунок 1):
- 1.концепцию городского развития;
2.концепцию развития урболандшафта крупного города;
3. анализ современной ситуации урболандшафта крупного города;
4.основные стратегические направления развития урболандшафта крупного города (собственно стратегический план)
5.механизм реализации стратегического плана озеленения урболандшафта крупного города.
Таким образом, стратегический план озеленения урболандшафта крупного города должен быть сконцентрирован на существующих ключевых экологических проблемах и наиболее перспективных направлениях в части озеленения городских территорий, выявленных на основе комплексного анализа потенциала, сильных и слабых сторон развития урболандшафта города, с учетом климатических особенностей и возможных сценариев развития внешнего мира. Именно он выступает реальным инструментом реализации политики долговременного развития урболандшафта крупного города как целостной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 1.Акофф Р.Л., Магидсон Дж., Эддисон Дж. Г. Идеализированное проектирование: как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации / пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 265 с.
2. Анимица Е.Г. Концептуальные основы стратегического развития города Екатеринбурга. Екатеринбург, 2002
3.Априамашвили М. Управление развитием территорий в крупных городах// Проблемы теории и практики управления, № 2, 2008 – С. 441
4. Валетта У. Практика планирования в современном российском городе // Городское управление, № 1, 2001
5. Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение. – М.: КолосС, 2005.
Жихаревич Б.С. Основы стратегического планирования экономического развития города // Евроград, № 7, 1996 – С. 34;
6. Ландшафтоведение / под ред. Е.Ю. Колбовский. – М.: Академия, 2007;
7.Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования / Под ред. Л.К. Казаков. – М.: Академия, 2007;
8.Маслаков В.В., Пленкин В.Ю., Зубков К.И. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития Екатеринбурга. Екатеринбург, 2001
9. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. – М.: 2000. – С. 276
10.Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина, Спб, 1999
11.Стратегический план г. Санкт-Петербурга. Спб., 1998
12.Татаркин А.И. Формирование стратегии развития г. Екатеринбурга на долгосрочный период // стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации. Екатеринбург, 2000
13. Территориальное стратегическое планирование. Как разработать стратегический план. Практическое пособие. Екатеринбург. 2002. – С. 7;
14. Чичкина В. Основные подходя к формированию корпоративной стратегии// Проблемы теории и практики управления, № 5, 2007 – С. 91-92
15.Reese L.A. The use of planning methodologies in local economic development decision-making // Environment a. Planing. C. Government a. Police.L.1997. Vol.15,№ 3