ivdon3@bk.ru
В статье обсуждаются различные аспекты организации обучения специалистов в области информационной безопасности на основе киберполигона – многофункционального программно-аппаратного комплекса. Приводится анализ сущности киберполигона как компьютерной технологии обучения в рамках процессов цифровизации образования и формирования компетенций обучающихся, например, цифровой культуры и кибергигиены. На основе анализа возможностей киберполигона для подготовки и переподготовки специалистов различных профилей сформулированы требования к специфике методов и средств обучения и оценки их компетенций. Обсуждаются проблемы концептуального проектирования образовательного контента киберполигона, необходимость формализованного описания сущностей компетенций и их составляющих, фиксации причинно-следственных связей для сценарного проектирования образовательных траекторий. Отдельное внимание уделено специфике педагогического проектирования, использованию активных и групповых подходов к обучению, необходимости распределения ролей при решении командных задач. Предложены новые формальные подходы к концептуальному проектированию сущностей компетенций с учетом данной специфики, методы автоматизированного распределения участников по ролям учебных проектов и учебным задачам, новые концептуальные модели оценки компетенций на основе покрытия их подходящими компетентностно-ориентированными заданиями. Предложенные концептуальные модели легли в основу программной архитектуры информационных компонент киберполигона по управлению образовательными траекториями и представлены на уровне артефактов проектирования логического уровня системы управления киберполигоном.
Ключевые слова: киберполигон, информационная безопасность, кибергигиена, цифровизация образования, цифровая культура, концептуальное проектирование, методы автоматизированного распределения, модели оценки компетенций, артефакты проектирования