ivdon3@bk.ru
Исследование посвящено развитию моделей, алгоритмов и программного обеспечения компьютерных тренажерных комплексов (КТК) для обучения разработчиков автоматизированных информационных систем (АИС). Формализовано, на основе диаграмм IDEF0, описаны процесс автоматизированного контроля знаний и навыков студентов с применением КТК при изучении математического обеспечения АИС (на примере нечеткого моделирования), и, как один из компонентов контроля, процесс оценки выполнения упражнений. Преимуществом КТК является отсутствие потребности преподавателя в разработке индивидуальных вариантов упражнения, поскольку в КТК производится настройка структуры и сложности упражнения и последующее автоматическое формирование уникального варианта выполнения упражнения для каждого из студентов, проходящих контроль знаний по изучаемой теме. Проверка выполнения студентом упражнения производится автоматически, путем сравнения математических моделей решения задания студентом и эталонного решения, формируемого в КТК на основе постановки задачи. Разработаны алгоритмы оценки выполнения задачи в упражнениях по нечеткому моделированию. Создан прототип КТК в форме веб-системы с личными кабинетами преподавателя и студента. Разработанные концепцию и алгоритмы контроля знаний и навыков по нечеткому моделированию с применением КТК возможно адаптировать для различных дисциплин в области математического, программного, информационного и других видов обеспечения АИС.
Ключевые слова: автоматизированные информационные системы, математическое обеспечение, нечеткое моделирование, компьютерный тренажерный комплекс, электронное обучение, дистанционное обучение
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 2.3.4 - Управление в организационных системах
В статье рассмотрено применение сборно-разборных дорожных покрытий на временных дорогах и разработан метод обоснования состава комплекта сборно-разборного дорожного покрытия, применение которого обеспечит строительство участка автомобильной дороги в наиболее вероятных условиях, таких как подъезды к площадкам строительства, в качестве деревянных дорог и даже мостов, подходов к мосту, объездов основных дорог во время строительства. предложенный метод обоснования состава комплекта сборно-разборного дорожного покрытия позволяет рассчитать состав комплекта не только с учетом его массогабаритных характеристик, но и условий применения. Главным из этих условий является неопределенность длины участков автомобильной дороги, требующих применения СРДП. В отличие от существующих, предлагаемый метод позволяет снизить влияние неопределенности и получить состав комплекта, применение которого обеспечит строительство участка автомобильной дороги в наиболее вероятных условиях.
Ключевые слова: автомобильная дорога, подъезд, дорожное покрытие, мост, подход к мосту, площадка строительства, сборно-разборные дорожные покрытия, плита, строительство дорог, метод
2.1.5 - Строительные материалы и изделия , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В статье в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра, при этом плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей только от состава грунта. В результате разработан более совершенный метод оценки степени уплотнения песчаных грунтов за счет использования в качестве максимальной плотности грунта плотности частиц грунта и статистических зависимостей без непосредственного определения в лаборатории максимальной плотности и оптимальной влажности грунта по ГОСТ 22733-2016. На основе исследований БелдорНИИ, в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования.
Ключевые слова: автомобильная дорога, грунт, уплотнение грунтов, состав грунта, дорожное покрытие, дефекты дороги, келейность, строительство дорог, метод, пикнометр
2.1.5 - Строительные материалы и изделия , 2.1.7 - Технология и организация строительства