ivdon3@bk.ru
В статье рассмотрено влияние освещенности и расстояния на качество распознавания для различных моделей нейронных сетей встраиваемых систем. Описаны платформы на которых проводилось тестирование, а также используемые модели. Приведены результаты исследования влияния освещенности на качество распознавания.
Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное зрение, встраиваемые системы, распознавание образов, YOLO, Inception, Peoplenet, ESP32, Sipeed, Jetson, Nvidia, Maix
Предметом данной статьи является разработка шаблона поведения с элементами ИИ для бота-противника в однопользовательской игре Steal Tower. Суть, которой собрать ресурсы для постройки башни быстрее противников. Для создания иллюзии того, что против игрока играют такие же люди, разработана имитационная стохастическая модель на основе метода Монте Карло для цепей Маркова. На основе результатов ее испытаний определены сбалансированные параметры системы, которые внедрены в поведенческий шаблон бота, который реализован с помощью перечисления Enum AIStates состоящего из пяти состояний: Idle (бездействие), GoTo (движение) и GoToWarehouse (возврат к складу), Win (победа), Loose (подсчет очков). В каждом из них разработаны функции для оптимального поведения бота приведенные в статье. Так для состояния GoTo созданы функции, анализирующие выгоду от разного типа поведения: украсть или собрать, или дойти до склада или до башни.
Ключевые слова: игровой интеллект, поведенческий шаблон, эмуляция живого мира, сценарий поведения бота, структура состояний, цепи Маркова, метод Монте Карло, имитационная модель, среда Unity, язык C#
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
Представлен способ программирования на основе паттерна ESC. Актуальность работы связана с тем, что объектно-ориентированный подход является одним из самых популярных и востребованных способов разработки информационного продукта благодаря огромному регулярно обновляемому выбору различных методов, шаблонов и способов его реализации. Наиболее значимый из них - Entity System Component (ESC). Данный метод реализации ООП позволяет делать программный продукт гибким и расширяемым. Паттерн ESC базируется на методе реактивного программирования и разделяет всю архитектуру кода на три составляющие: сущность, система, компонент. Пакетом инструментов, реализующих паттерн ESC, является пакет ESC DOTS, предназначенный для среды Unity3D. Встроенный пакет Jobs System предоставляет возможность работы с многопоточным программированием в Unity. Этот пакет распределяет созданные во время исполнения потоки на группы определенного типа, которые имеют строго ограниченное время исполнения. Так, задача перебора массива из несколько сотен элементов переходит в поток типа Temp, который выполняется в течение одного кадра в Unity, а перебор миллиона полигонов ландшафта Unity размещается в потоке типа Persistent, имеющем неограниченный лимит на время.
Ключевые слова: объектно-ориентированное программирование, среда Unity, паттерн ESC, многопоточное программирование, реактивное программирование, расширяемая архитектура, менеджер пакета
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
В статье рассмотрены методы оптимизации вычислений с плавающей точкой на микроконтроллерных устройствах. Рассмотрены аппаратный и программный способы ускорения вычислений. Приведены алгоритмы Карацубы и Шёнхаге-Штрассена для операции умножения. Предложен способ замены вычислений с плавающей точкой на целочисленные вычисления. Описано использование фиксированной точки вместо плавающей. Рассмотрен вариант использования хэш-памяти и оптимизации кода. Представлены результаты измерения вычислений на микроконтроллере AVR.
Ключевые слова: вычисления с плавающей точкой, вычисления с фиксированной точкой, микроконтроллер, AVR, ARM
В статье рассмотрено применение методов машинного зрения для встраиваемых систем с применением современных микроконтроллеров. Описаны методы машинного обучения, которые используют в встроенных системах для решения задач распознавания, а также модели нейронных сетей. Предложено использование обученных моделей для решения задач распознавания изображений в встроенных системах. Проведено сравнение архитектур нейронных сетей YOLOv3 и R-CNN. Рассмотрена аппаратная платформа Jetson TX2. Представлены результаты сравнения скорости вычисления для различных режимов устройства.
Ключевые слова: машинное зрение, нейронные сети, искусственный интеллект, встраиваемые системы, распознавание образов, YOLO, R-CNN, Jetson, Tensorflow
Рассмотерны архитектурные приемы, использованные в процессе разработки кейсовых заданий для оценки профессиональных навыков обучающихся, реализуемом в рамках учебного процесса РГУПС. Обосновано решение об использовании интерфейса как центра архитектуры. Описаны возможные проблемы в процессе разработки интерфейса указанного программного обеспечения, а также представлены пути их решения. Благодаря представленным приемам построения архитектуры проекта, можно избавиться от основных недостатков, связанных с зависимостью программного кода реализуемого продукта от интерфейса пользователя. Повысить масштабируемость, надежность приложения, сохранив при этом общее качество и функционал.
Ключевые слова: интерфейс, интерфейс пользователя, архитектурное решение, нагруженный интерфейс, программное обеспечение, паттерн, messagebroker, сопрограмма, псевдопоток, кейс
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Приведено описание новых оценочных средств в виде кейсовых заданий, которые наиболее полно отражают уровень освоения профессиональных компетенций, заложенных при изучении дисциплины. Кейс-измерители включают специальные проблемные задачи, для решения которых необходимо проанализировать ситуацию, требующую актуализировать комплекс профессиональных знаний. Результаты такого вида тестирования дают достаточно полное представление о профессиональных и личностных качествах специалиста. Приведено описание разработанного специального программного обеспечения для автоматической проверки кейсовых заданий для оценки профессиональных навыков обучающихся по дисциплине базы данных.
Ключевые слова: ситуационный кейс, оценочные средства, тесты, оценивание, кейсовые задания, программное приложение, проектирование
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) , 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Разработаны динамические нормы для случайных и направленных мутаций в генетическом алгоритме для решения задачи размещения элементов в ортонормированной решетке. Принцип данных норм заимствован из метода имитации отжига. Вероятность применения случайных мутаций уменьшается в соответствии с температурой «отжига», а вероятность направленных мутаций увеличивается от итерации к итерации при приближении к оптимуму.
Ключевые слова: генетический алгоритм, задачи размещения элементов, метод отжига, случайные мутации, направленные детерминированные мутации
05.13.12 - Системы автоматизации проектирования (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Предметом исследования статьи является рассмотрение рыночных инструментов управления в сфере услуг, используемых предприятиями и организациями в современных условиях. Автор определил и охарактеризовал основные стадии процесса управления, расширил область и методы их применения, заключающиеся в конкретизации их функционального назначения. Автор приходит к мнению, что рыночные инструменты: совершенствование регламентов правового поля должностных лиц, создание службы внутреннего контроля, разработка нормативов обеспечивают устойчивость, конкурентоспособность и гибкость сервисных организаций, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Ключевые слова: планирование, мотивация, система управления, рыночные инструменты, эффективность, инструкции, конкурентоспособность.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Уровень свободы регулирования сферы медицинских услуг определяет степень доступности и качества, данных вид услуг и масштаб её деятельность, решая ряд организационных и финансовых задач по возмущению затрат медицинских субъектов на боле широкую публику услугополучателей в России и за рубежом.
Ключевые слова: Медицинские услуги, здоровье, государственно-ориентированный, либерально-рыночный, менеджмент, страхование.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)